КУЛИКОВА ТАТЬЯНА
Сценарий осеннего фольклорного мероприятия для начальной школы «Деревенские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фольклорного мероприятия для начальной школы на тему Осень
Сценарий детского фольклорного праздника «Деревенские посиделки»
Автор :Куликова Татьяна Валерьевна
МБОУ. Софринская. СОШ №2
Сценарий детского фольклорного праздника «Деревенские посиделки»
Цель: приобщение детей к народной культуре.
Задачи:
Публикация «Сценарий осеннего фольклорного мероприятия для начальной школы „Деревенские посиделки“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Начальная школа. 1-4 классы
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Посиделки
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• ознакомление детей с русским народным обычаем – проведением «Деревенских посиделок» осенью - в связи с праздником урожая;
• воспитание у детей эстетического чувства;
• коррекция и развитие речи, памяти, мышления, внимания у детей.
• пополнение словарного запаса у детей (ознакомление со словами кафтан, лен).
Сцена ярко украшена в традиционном народном стиле. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Сестрицы – красавицы вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Горит свеча.
Ход праздника.
Ведущая Т. В. : "Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша сцена. Похожа она у нас на деревенскую избу, и печка у нас есть, такая, как была у Емели в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают). Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки. Зима ведь на дворе, а это время отдыха в году перед весенней страдой, пора и повеселиться!
В старину люди по вечерам собирались на пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!
1 Ребё нок: Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют.
1 Ребё нок: Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними наши прабабушки.
Ведущая Т. В. : мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте загадку.
Стоит девица в избе,
А коса – на дворе (печь)
Ведущая Т. В. : Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!
3 ребё нок:
Рады видеть вас у печки,
Без неё и дом пустой.
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
4-й ребё нок:
В старину так говорили:
«Печь нам мать родная всем,
На печи всё красно лето,
У печи и сплю, и ем».
(дети низко кланяются печке.)
5-й ребё нок:
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Вот они румяные на столе лежат,
С мясом и повидлом,
Запахом дразнят!
6-Й ребё нок:
Хозяйка, что есть в печи –
всё на стол мечи.
Гости дорогие, чем богаты –
тем и рады.
Ведущая Т. В. : Такими словами встречали в старину гостей.
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)
Обращаются в зал к детям и взрослым.
1 сестрица: "Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте к нам в русскую избу! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"
Взрослый из зала:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"
2сестрица:
"В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки".
Ведущая Т. Ф. : А ну, дорогие сестрицы – красавицы, покажите-ка нам небыличку!
. исполняют шутливый диалог-небылицу:
1. - Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да он не идет!
- Так сам иди!
- Да он не пускает!\
2. - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить.
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.
Ведущая Т. В:
Ребятушки, слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан - это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его.
Дети:
А мы тоже небылицу знаем! Расскажем?
Расскажем!
- Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.
- Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"
- Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!
Наша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.
- Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!
Нашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
- Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!
Неужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!
Наш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
- Да ведь это налим!
- Нет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Налим Никодим
Гордится собою,
Налим Никодим
Носит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Ведущая Т. В. : : Ай да веселые вы, ребятки дорогие! Пора бы от работки отсесть поодаль, да песню веселую спеть!
Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу» :
Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки,
Ни воды не ни молоденького.
Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
1 сестрица: :
- Кума, что ваши девчата делают?
- Шьют да поют!
- А матушки?
- Порют да плачут.
2 сестрица: : - Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. На печи да в шубе согреться можно.
Ведущая Т. В. : : Ай да шутницы вы, красны девицы! Ну что же,
а сейчас пришло время поиграть в народную игру…
(Раздаётся шорох. Из-за печи выходит Домовой)
Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.
Ведущий: Здравствуй, здравствуй, Домовой. Как же мы можем про тебя забыть! Издавна, ребята, считается, что Домовой - это хранитель дома. Он никогда никому не вредит и старается лишний раз о себе не напоминать. Но внимание ему уделять нужно. Самый простой способ - оставлять ему еду на ночь, например, молоко. Утром посмотрите, принято ваше внимание или нет.
Домовенок: Правильно, правильно, - я люблю внимание и угощения!
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
Только не забывайте, что загадки про деревенскую избу!
• Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
• Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
• Четыре братца под одной крышей живут (стол).
• Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
• Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
• Сама не ест, а всех кормит (ложка).
Ребенок: Русская ложка-чудо из чудес!
Подарил нам это чудо русский лес.
Заиграйте, чудо ложки
Расписные, русские!
(Игра на ложках - мальчики)
Ведущая Т. Ф. : И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?
Домовой: Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.
Ведущая Т. Ф. : Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
(Игра с детьми)
Скороговорки.
1. У осы не усы, не усищи, а усики.
2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
3. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
4. На бобра из-за ели глазеют глаза газели.
5. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Ведущая Т. В. : В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.
ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»
Ведущий:
А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)
Ведущая Т. В. : Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!
Вот так веселился народ в старину.
Учитель: Давным–давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, а когда праздновать. Первый осенний месяц-Сентябрь
РЕБЕНОК: Я - Сентябрь,
Паутинка-серебринка.
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
Сентябрь баловать не любит! Холода приходят, чаще небо хмурится, оттого и «хмурень».
В сентябре ветры ревут. Воют по ночам. Говорили раньше «Понеслись ветерки с полуночи». А ещё в сентябре в лесах можно услышать рёв оленей. Оттого сентябрь – ревун!
В сентябре огонь в поле и в избе. Хлеб молотили по ночам. Ни одному зерну пропасть не давали. Издалека светились огни в деревнях от вечерней до утренней зорьки. Оттого сентябрь – «зоревник».
Учитель:
1 сентября. День святой Фёклы.
Сентябрь: На святую Фёклу копай свёклу!
Учитель:
7 сентября Святой Тит – последний гриб растит!
Сентябрь:
Да, грибы на окошке не растут.
Кто пораньше встаёт, тот грибов и наберёт.
А сопливый да ленивый идут после за … крапивой
Учитель: Продолжаем наш народный календарь.
13 сентября: Святой Куприян – копают картофель.
Посадили мы картошку
Ещё в мае-месяце.
Выросла она на диво -
И крупна, и так красива!
А картошка - хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело,
Не жалей ты сил для дела!
Игра “Уборка картофеля” (Участвуют 2-3 семьи. Семья проходит 3 этапа: на первом – папа чистит картошку и кладет ее в ложку. На ложке ребенок несет картошку маме. Мама должна максимально тонко порезать картофелину на кусочки. Выигрывает семья, которая первой пройдет все этапы.)
Учитель: Октябрь. Второй месяц осени. Грязник. Листобой. Листопад. Позимник.
Октябрь :
Я – Октябрь, знаю:
Листьям — время опадать,
Птицам — время улетать.
Много дел и у меня:
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.
Учитель: 1 октября – Арина-журавлиный лёт.
Дети: С этого дня начинался отлёт журавлей в тёплые края.
Учитель: 8 октября – Сергей-капустник.
Дети: Начиная с этого дня рубили капусту на зиму.
Учитель: 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.
Дети: Встреча Осени с Зимой.
Октябрь: С Покрова начинались ярмарки. А на ярмарке веселье! Инсценировка «Глаша» (Девочку ставят на табурет, надевают на нее длинный сарафан, чтобы не было видно табурета. К сарафану подставляют под стул ставят какую – либо обувь. Получается «ГЛАШа». «Кавалер»- мальчик небольшого роста)
Глаша :
Ты обещал, а ко мне не приходишь.
Аль тропинку ко мне не находишь?
Кавалер:
Приходил я, тебя дома нету.
Черти носят тебя, что ль, по свету?
Глаша:
Что ты, что ты меня не целуешь?
Что ты, что ты меня не милуешь?
Кавалер:
Ноги, что ль, мне твои обнимать?
Чуни, что ль, мне твои целовать?
Глаша:
Обещал меня взять на вечерки.
Там гуляют парнишки, девчонки.
Кавалер:
Не возьму тебя я на вечерки,
Мне ходули нужны аль подпорки.
Глаша :.
И пошто я така уродилась?
Видно, маме дороженька снилась.
Кавалеру меня не достать,
И пошто я такая верста?
Кавалер:
Не печалься, что высока ты, Глаша.
Стану есть по утрам только кашу.
Видно, каши-то мало я ем,
Раз росточком не вышел совсем.
Глаша :
Приходи к нам домой гостевать.
Кавалер :
Нет, пойду лучше кашу хлебать.
Учитель: Ноябрь. Третий месяц осени. Грудень. Ледень. Ледовый кузнец. Листовей.
Ноябрь:
Я-Ноябрь, а со мной
Холодинки и снежинки.
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Птиц не буду забывать,
Им придется зимовать.
Учитель: 14 ноября – Кузьминки. Кузьмы-Демьяна день. Кузьминки - встреча зимы.
Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!
Закликание Кузьмы-Демьяна.
Брат Кузьма и брат Демьян
Покажитесь вы нам,
Покажитесь вы нам,
Улыбнёмся мы вам!
(Появляются Кузьма и Демьян.)
Кузьма:
Если дух в здоровом теле -
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли (Исполняют частушки)
ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ
Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!»
Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!
Мы секрет румян достали
От прабабки Фёклы.
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы.
Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днем!
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живем!
Разудалый я силач —
Гну рукой подковку!
Потому, что я жую
Каждый день морковку.
Девочки и мальчики
Любят кушать «пальчики».
Но бояться вам не надо,
Это сорт ведь винограда!
Это что за поросенок,
Где дырявый пятачок,
Почему не слышно визга?
— Это ж, братец, кабачок!
Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать.
На дворе похолодало –
Можно в куртке пофорсить.
Летом мне ее купили,
Не давали поносить.
Еле осени дождалась –
Очень модничать люблю.
Ох, ребята, полюбуйтесь
Вы на шапочку мою.
Ребятишек нынче сто
Под нашим окошком.
Все желают получить
Пирожки с картошкой.
Мы частушки вам пропели.
Хорошо ли, плохо ли?
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Учитель: Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
Наукам обучать ребят?
Кузьма:
Мы – покровители ремёсел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем.
Демьян:
А коль талантов вам не занимать,
Попробуйте загадки разгадать.
Загадки Кузьмы и Демьяна:
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без неё – беда,
Она их главная еда. (Трава)
Без рук, без ног.
В дверь стучится, в избу просится. (Ветер)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (Лист)
Лежит бычок – белый бочок,
Толстенький, гладкий,
Привязан к грядке. (Кабачок)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Головой велика, только шея тонка. (Тыква)
Одну ягоду мы ели…
Вчетвером за столик сели – еле-еле одолели:
Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса;
Да ещё в отброс осталось – вот так ягодка досталась! (Арбуз)
1 чтец: На Руси посиделки длились с вечера и до утра
Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.
2чтец: Уносите в дом родимый радость нашего двора,
На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!