валентина кренделева
Конспект занятия «Весна-красна» (заочное экологическое путешествие)
▼ Скачать + Заказать документы
Весна – красна
(заочное экологическое путешествие)
Цели и задачи:
Закрепить знания о весне, приметах весны.
Воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.
Пробудить интерес к лесу и его обитателям, познакомить с правилами поведения в лесу, вызвать стремление охранять лес, редкие растения, цветы и травы.
Публикация «Конспект занятия „Весна-красна“ (заочное экологическое путешествие)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации, рисунки детей, муляжи птиц, фонограмма, наглядный материал о весне, эмблемы, кораблики, цветы, «экологический человечек».
Ход занятия
I. Вводная беседа
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир природы.
- А что же такое природа?
- Россия – самая большая по площади страна мира. Красивых и необычных уголков природы в ней очень много.
@Жители Камчатки гордятся вулканами и гейзерами; @сибиряки – бескрайними лесами и могучими реками; @уральцы – пещерами и полезными ископаемыми; @жители Карелии – гранитными скалами и чистыми озёрами. Всю эту красоту надо охранять и беречь. Занимается этим наука – ЭКОЛОГИЯ. (на доске)
Животные и растения которых осталось очень мало, занесены в Красную книгу (показать книги)
@ Мы живём в Кузбассе. Нас окружают леса, поля, горы. @В нашей области есть заповедник «Кузнецкий Алатау». Здесь нельзя рубить лес и пасти скот, запрещено охотиться. Здесь не добывают полезные ископаемые. Вы, ребята, можете тоже оказать посильную помощь в сохранении природных ресурсов. В общество «Друзей природы» примут самых добрых, умелых ребят, не нарушающих законы природы. А каковы эти законы мы узнаем в ходе нашего путешествия.
Помощником нам будет вот такой экологический человечек. Этого человечка мы вырастили сами. Что было необходимо для его роста?
Путешествовать будем во времени. В каком, вы скажите, сложив картинку.
Правильно. Это весна. @Тема занятия «Весна – красна».
- Давайте, ребятки
Отгадывать загадки!
Загадки всевозможные
И лёгкие и сложные.
Посмотрим, кто из вас
Покажет высший класс!
II. Времена года. Март
Дует тёплый южный ветер
Снег чернеет, мякнет, тает
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март) @
(Показать птицу грача – муляж)
- Вы узнали эту птицу? Вспомните пословицу про грача.
@ Грач на горе – весна на дворе.
- Что это означает?
(обращение к доске) - Природа какого месяца изображена на доске? Почему?
@ Художник Саврасов написал картину «Грачи прилетели» Рассмотрим её поближе.
- Как светит солнце? Какой снег? Есть ли на деревьях листья? Что вы видите на деревьях? @ Послушайте, какая птица поёт?
А вы знаете, что жаворонок вьёт гнёздо на земле, в траве. @ (картинка с гнездом и пением)
Экологический человечек нас о чём-то предупреждает? Что означает этот знак? Как вы думаете? (Показать запрещающий знак на доске)
III. Времена года. Апрель.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель) @
- Апрель второй весенний месяц. Меняется природа. (Работа у доски) С каждым днём солнышко пригревает жарче. Начинается таяние снега. Бегут ручьи. На деревьях набухают и распускаются первые листочки.
- Наши ребята сделали кораблики и пошли к ручейку. Посмотрите, что же с ними приключилось.
(Инсценирование «Воробьи»)
1. Мы пускали корабли,
Прилетели воробьи.
Сели, смотрят на ручьи
И кричат: «Вы чьи? Вы чьи?»
2. Не мешайте, воробьи,
Отправлять нам корабли!
Посмотрите, наш линкор
Мчится в море на простор.
А они: «Вы чьи? Вы чьи?»
Отвечаем мы: «Ничьи!»
1. Наш отважный ледокол
Между льдинами прошёл.
У него теперь соседи
Только белые медведи.
Машут лапами, рычат…
Воробьи опять кричат:
«Здесь не море, а ручьи.
Чик-чирик. «Вы чьи? Вы чьи?»
2. Не мешайте, воробьи
Отправлять нам корабли.
Это море, не ручьи,
Что пристали: «Чьи, да чьи?
Мамины и папины и больше ничьи»
- Ребята хотят подарить кораблики, сделанные своими руками, первоклассникам. (Дарят кораблики)
- Действительно, и люди и птицы рады весне. Часто можно наблюдать, как птицы купаются в лужах и весело щебечут. Вспомним пословицу об этом.
@ В апреле ворон купает воронят. (со звуком)
@ - Какая птица к нам прилетела. (Скворец)
@ - Где же будут жить скворцы? (Картинка скворечников)
- Ребята сделали скворечник. Мы повесим его после праздника. Как закрепить его на дереве? Я предлагаю вам гвозди, молоток, верёвку. Что вы выберете?
- Экологический человечек нас о чём-то предупреждает. Что обозначает это знак?
- Давайте разучим новую пословицу: @ Сломать дерево – секунда, а вырастить – года!
IV. Времена года. Май.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (май)
Посмотрите, как изменилась природа! Солнышко светит ещё ярче, греет сильнее. Появилась травка и первые цветы, обильно цветут плодовые деревья. (Украшаем доску)
@ - Какие цветы вы видите? А вы знаете, что эти цветы занесены в Красную книгу России. А почему?
Если я сорву цветок.
Если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Как вы думаете, какой запрещающий знак покажет нам экологический человечек?
(выбирает из нескольких знаков)
- Быстро вянут цветы, собранные в букеты, всё меньше остаётся их в наших лесах. Давайте научимся любоваться ими, не губить лесную красоту, чтобы другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Наши ребята сделали цветы своими руками и хотят подарить их гостям.
- С появлением цветов, появляются насекомые? (работа с доской) Какие? Каких насекомых вы не любите? Эти насекомые являются пищей для птиц. Не будет насекомых – погибнут птицы, растения. (опылители цветов). Какой знак на этот раз покажет нам экологический человечек?
V. Экскурсия в лес.
Вы уже много знаете и умеете, поэтому наш экологический человечек приглашает вас в лес.
@ (звуки леса)
«Русский лес»
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
(С. Никулина)
- Ещё не успеет растаять снег, а на солнцепёке высыхает прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Всё это очень легко загорается. Весна незаметно переходит в лето, становится суше. В это время часто возникают пожары. @ Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Часто пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их тушить. Или тушат небрежно, не полностью. Пожар распространяется раздуваемый ветром.
От неосторожного обращения с огнём может быть большая беда.
Чтобы сосны, липы, ели,
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса,
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий,
Охраняет друг – лесничий! (на доске)
- Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, чтобы появлялись новые деревца, которые выращивают в специальных питомниках. В этом помогают и школьники-юннаты. (на доске)
VI. Итог занятия. @ Викторина.
Чтобы стать юннатом, надо показать свои знания.
Викторина. .
1. Какая птица умеет подражать голосам других птиц? (скворец)
2. Как по клюву определить молодого грача от взрослого? (у взрослого у основания клюв белый)
3. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (улетели птицы)
4. Каковы причины лесных пожаров?
5. Какая охота разрешена в любое время года? (фотоохота)
6. Намокают ли перья птиц от дождя? (нет, т. к. смазаны жиром)
7. Какие цветы занесены в Красную книгу?
8. Какое дерево очищает воздух от городского дыма и пыли? (тополь)
Торжественное награждение знаком «ЮННАТ».(эмблема)
Закончим наше занятие исполнением гимна друзей природы «Раненая птица»
@ Спасибо за активное участие!