Лариса Кущенко
Конспект занятия «Весна — красна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
итогового занятия для детей старшего возраста «Весна – красна».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, личностно – ориенированные.
Цель: закрепить у детей знания по лексической теме «Весна».
Задачи:
Коррекционно – развивающие.
Публикация «Конспект занятия „Весна — красна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
• развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность;
• развивать связную речь и словесно – логическое мышление, внимание, память;
• формировать умение рассуждать, развивать творческое воображение, изобразительное творчество;
• развивать общую, мелкую моторику, координацию движений, пространственные представления.
Воспитательные:
• формировать умение быть внимательными к явлениям природы;
• воспитывать доброжелательность.
Образовательные:
• активизировать и расширить словарь по теме «Весна»;
• формировать представления о приметах весны в природе;
• учить выделять причинно – следственные связи в явлениях живой и неживой природы;
• развивать и корригировать слухо – зрительно - двигательную координацию; умение переключаться с одного вида движения на другое.
Материал. Предметные и сюжетные картинки, мяч, интерактивная доска, ноутбук.
Предварительная работа. Заучивание стихотворений, пословиц о весне; чтение рассказов и сказок; отгадывание загадок; сезонные наблюдения в природе на прогулке; рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; сравнение картин И. Левитана «Март» и И. Грабаря «Февральская лазурь»; слушание музыкальных произведений о весне; просмотр презентации на тему «Весна», рисование весенних пейзажей, разучивание закличек.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам отправиться сегодня в гости к такому времени года, которое нравится очень многим. Оно приходит после зимы.
Слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.
Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)
А теперь всё ниже, ниже. (Опускаем руки и постепенно приседаем)
Оседает, оседает,
А потом совсем растает.
Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)
Растопить весь снег сумеет.
Побегут ручьи везде.
Всё окажется в воде. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)
И от снега отряхнулись. ( Показываем: деревья стряхивают снег)
Пробудились ото сна.
Это к нам идёт …весна! ( Руки в стороны: радостно встречаем весну)
Воспитатель. О каком времени года мы будем с вами сегодня говорить? Начинаем свой ответ со слов: «Сегодня мы будем говорить о ….» (весне).
Раньше, в старые времена, Весну зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти. Давайте и мы позовём весну настоящую, с солнышком тёплым, цветами. Повторяйте за мной.
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март -
Солнцу рад!
Апрель, апрель -
Откроет дверь.
Май, май-
Сколько хочешь, гуляй!
Воспитатель. Ребята, названия каких весенних месяцев вы услышали? ( ответы детей: март, апрель, май). Какой сейчас месяц? - (март).
Зима ушла, но в марте солнце ещё слабо греет, по утрам бывают морозы, а днём начинает звенеть весёлая капель. Покажите, как звенит капель?
(произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса).
Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!
Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-!
Кап – кап – кап – капель звенит, (ритмично хлопают в ладоши)
Словно с нами говорит. (ритмично хлопают ладонями по ногам).
Воспитатель. Какие ещё признаки весны вы знаете? ( Ответы: солнце пригревает всё сильнее).
Упражнение для глаз
( цель: снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний).
Солнышко с тучками в прятки играло
(закрыть, открыть глаза,
Солнышко тучки – летучки считало:
Серые тучки, чёрные тучки
(глаза вправо, влево,
Лёгких – две штучки
(глаза вверх,
Тяжёлых – три штучки
(глаза вниз).
Тучки попрощались, тучек не стало
(закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло
(широко открыть глаза).
- Посмотрите на картинку. Какую примету весны вы здесь видите? (ответы). Правильно, появились проталины. Что – то я забыла, что такое проталины. Объясните мне (ответы детей).
На проталинах из – под снега стали появляться цветы – первоцветы (показ картинки). Почему они так называются? ( ответы: потому что эти цветы появляются первыми) Какие вы знаете первоцветы?
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Нежный цветок появился в лесу, (Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «цветок»)
Первым встречает он солнце, весну. («Солнышко» из обеих рук)
Утром весенним раскрыл лепесток, (раскрывают ладони)
В мягкой землице его корешок. (Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз) (Н. Нищева)
Воспитатель. Как вы думаете, что или кто является первым вестником весны? ( ответы: птицы).
(Звучит фонограмма голосов птиц).
Воспитатель. По народным приметам наступает весна тогда, когда прилетают первые птицы. Какие это птицы? ( ответы: перелётные). Какие птицы прилетают к нам весной? (работа со слайдами).
Перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных — съест, он молодец!
А зовут его… (скворец).
С вырезом глубокий хвост,
Небольшой у птицы рост.
Мы «касаткой» называем,
А весною наблюдаем. (ласточка)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (ласточка)
(по мере отгадывания на экране заполняется картинка с изображением птиц).
Воспитатель. Какой ветер дует весной? ( ответы: тёплый, весенний, ласковый и т. д.)
Давайте и мы изобразим весенний ветерок.
Дыхательное упражнение "Ветер - ветерок"
Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф …
(выдох спокойный, ненапряженный).
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф. (Сила выдоха постепенно увеличивается).
Работа с картинками (предметными и сюжетными).
- Что делает снег? (Снег тает)
Какой весной снег? (Снег грязный, тёмный)
Из растаявшего снега получаются веселые ручейки и большие лужи.
- Лед на речках тоже тает. Вначале он раскалывает на льдины. Льдины, толкаясь и ломаясь, плывут по речке. Говорят, что на реке ЛЕДОХОД.
Игра "Весенний ледоход"
К нам весна - красна идёт!
Тает, тает в речке лёд.
Всё теплей, теплей погода
До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)
Что шумит там, вдалеке?
Что случилось на реке?
Лёд трещит, ломается.
Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)
Льдины по реке поплыли.
О зиме они забыли
И на помощь не зовут.
Льдины в море уплывут. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Упражнение «Назови действия, которые происходят весной» (игра с мячом).
Звонко журчит… (ручей).
Дует тёплый весенний… (ветер).
Прилетели первые … (птицы).
Весной птицы гнёзда … (вьют).
Весной птицы птенцов (выводят, выкармливают).
На проталинах первые цветы (распускаются).
Журчат ручьи или грачи?
День становится длиннее или короче?
Капель (капает, стучит, падает, звенит).
Цветы (растут, пахнут, цветут, распускаются, появляются).
Ручьи (шумят, бегут, звенят, текут, несутся).
На деревьях почки… (набухают, лопаются).
Игра «Дерево»
На деревьях зреют почки.
Будут листья и цветочки. (Показываем кулачки)
Ветер дует, задувает,
Ветер веточки качает. (Выставляем руки перед собой и качаемся)
Солнце веточки нагреет.
Всё вокруг зазеленеет. (Поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)
Вдруг раскроются все почки,
И появятся листочки! (Выставляем кулачки и разжимаем их)
Сейчас давайте с вами сделаем красивое весеннее дерево.
Итог занятия.
Что мы сегодня делали на занятии?
Что больше всего понравилось?
О каком времени года мы говорили?
Назовите весенние месяцы.
Давайте еще раз вспомним весенние приметы:
(пальчиковая гимнастика) :
Снова солнце в небе улыбается,
(соединять пальцы правой руки с большим)
Снег растаял, ручейки журчат.
(соединять пальцы левой руки с большим).
И подснежник первый распускается,
(ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга).
С юга птицы с песнями летят.
(ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка»).
- Ребята, вы все отлично справились со всеми заданиями, хорошо поработали. Наше путешествие по весне окончено.
Список использованной литературы.
• Алябьева Е. А., Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты : Кн, 1. - М., ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.
• Скоролупова О. А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. - 64 с.
• Шорыгина, Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 96 с. - (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).