Анна Богатова
Конспект «Театрализованное путешествие «Бабушкин чуланчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :познакомить детей с элементами быта русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского,
обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами;
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Методы и приёмы:
вопросно-ответный метод;
использование загадок, пословиц;
Публикация «Конспект „Театрализованное путешествие „Бабушкин чуланчик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
опросно-ответная беседа;
использование музейных предметов.
Оборудование: интерьер «Русской избы», оснащённый предметами русского быта (лавка,чугун, ухват, лопатка коврики, противень,веретено, прялка,., запись русской народной мелодии в исполнении балалайки, русские народные костюмы для ведущей.
Возле окна сидит домовёнок. Рядом с ним дети находят письмо.
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам, Ванюша и Танюша. Мы и наш домовенок Кузя приглашаем Вас к нам в гости. Приходите, узнаете много нового»
Воспитатель: Ну,что ребятки отправимся в гости к Ванюше и Танюше?
Беритесь парами (под потешку идут)
Чики чики чикалочки
Едет гусь на палочке,
Удочка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Чики чики чикалочки
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке,
Щелкает орешки.
Воспитатель: Приехали. Рассаживайтесь.
Воспитатель:" Ой, ребята, как то не хорошо мы себя ведем. Пришли мы с
вами в гости к Танюше и Ванюше, а сами-то не представились. Давайте
представимся!" (дети называют свои имена). Тут и домовёнок называет свое
имя!
Кузя: "Меня Кузей кличат!"
Воспитатель: «Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы
знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим. ".
Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит
«зовут». Ничего-то вы не понимаете!
Воспитатель: "Вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И
откуда?"
Кузька: "Так я ж давно родился. Мне уже 700 лет"
Воспитатель: "Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину
жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?"
Кузька:" Конечно знаю! И ребят приглашаю в путешествие «Бабушкин чуланчик», всё расскажу – поведаю. Хотите обо
всём узнать?"
Ответы детей (конечно хотим).
Кузька: "Ну тогда смотрите и слушайте!"
Кузька вместе с Танюшей и Ванюшей приглашают детей посмотреть
старинные предметы утвари, посуду.
Воспитатель: "Ребята, Отправляемся вместе с вами в путешествие «Бабушкин чуланчик». Раньше у бабушек в чуланчике было много разных красивых и интересных предметов.
Воспитатель: "Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.
Стоит толстячок, подбоченивший бочок.
Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
Воспитатель: "Правильно, дети, это наш красавец самовар! А на Руси, то
есть много лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки, было
принято кипятить воду для чая не в чайнике, а в самоваре. Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. Проходят годы, а самовар не стареет.
Игра «Какой самовар?»
Д: Блестящий, красивый, пузатый, железный.
В. Посмотрите, ребята, какая интересная посуда, в ней варили еду, её ставили в жаркую печку. Как называется этот предмет, кто знает?
Д. Чугун.
В. Посмотрите и скажите: что варили в чугунке?
Д. Каши, щи.
В. А из чего сделан чугун?
Д. Чугунок был сделан из очень прочного металла - чугуна. Он мог выдержать любой огонь. (Саша В.)
В. Большой- это чугун, а маленькие?
Д. Чугунок.
В. Давайте сосчитаем, сколько чугунков у меня.
Д. Один чугунок, два чугунка, три чугунка,четыре чугунка, пять чугунков.
В. А как же можно достать чугунок из печки? Кто знает?
В. Чугунок там сильно нагревался. Хозяйка ставила чугунок в печь и вынимала оттуда с помощью – ухвата. Посмотрите вот это «рогатое» приспособление хорошо поддерживало чугунок. Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна.
А сейчас поиграем в игру «Чугунок», но сначала я его вам покажу. Желающие могут попробовать взять ухватом чугунок и пронести его.
А ещё, ребята в печки пекли пироги, хлеб на противенях. Что это, кто знает?
Д. Противень- лист железа с загнутыми краями для выпечки пирогов. (Серёжа)
В. Как вы думаете,чем доставали противень из печи, А доставали их лопаткой. Посмотрите, какая она?
Д. Деревянная, большая.
Лопата из чего сделана? (из дерева, значит она какая –деревянная. А из железа, какая? (железная)
Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки,пряли, плели лапти, вязали, вышивали. Сами пряли, вязали. Посмотрите, ребята на этот предмет. Кто знает, что это такое? Д. Это плоская дощечка, на которой укреплялась пряжа, называется- прялка. На этом предмете пряли нитки.
В. Посмотрите на эту тонкую палочку, на неё накручивали нить. Называется она, веретеном.
А сейчас поиграем в игру «Веретено» (Все ребята, стоявшие в одну шеренгу, взявшись за руки должны скрутиться в клубок, а потом раскрутиться)
Ребята, посмотрите на этот предмет, кто знает, что это?
А это ребята, стиральная доска, которая называется «Волна».
Д. Состоит она из ребристой металлической поверхности, заключённой в деревянную рамку. (Вика)
В. Сейчас это предмет используется, как музыкальный инструмент. Поиграем на этом инструменте. (Несколько человек играют)
Ребята, посмотрите, на это этот старинный предмет. Кто знает, что это такое?
Д. Это коромысло
В. А что это такое и для чего он нужен?
Д. Коромысло-деревянная озогнутая палка с крючками на концах для ношения вёдер на плечах.
В. А сейчас попробуем тоже поиграем с коромыслом, посмотрим легко или тяжело держать и носить вёдра (2 ребёнка пробуют подержать вёдра)
Ну что же ребята. Вот и закончилась наша экскурсия. Старое уходит, но его важно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром.
Воспитатель: " В гостях хорошо, а дома лучше! Давайте прощаться с Ваней и Танюшей".
Дети едут обратно в группу.
Рефлексия: Домовенок Кузя спрашивает у ребят "Ребята где вы были?
Что видели?