Седова Наталья Владимировна
Конспект сюжетно-ролевой игры «Научная экспедиция. Мы — юные палеонтологи» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект сюжетно – ролевой игры: «Научная экспедиция. Мы – юные палеонтологи» в подготовительной группе
Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка", Дошкольное отделение МБОУ средней школы № 12, город Жуковский.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Научная экспедиция, Мы — юные палеонтологи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Описание материала: Данная сюжетно - ролевая игра проводилась в рамках работы по проектной деятельности: "Потерянный мир динозавров", в подготовительной комбинированной группе "Ромашка".
январь 2022 г.
Цель: формирование у детей умений играть в сюжетно - ролевую игру: «Научная экспедиция. Мы – юные палеонтологи».
Задачи:
Образовательные:
- углубить, расширить и конкретизировать представления детей о работе ученых – палеонтологах;
- помочь детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты);
- побуждать детей творчески воспроизводить в играх рабочую обстановку научных раскопок;
- совершенствовать умение использовать в речи специальную терминологию, речевые обороты;
Развивающие:
- создать благоприятные условия для реализации познавательных способностей детей;
- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку и выполнять игровые действия в соответствии с ролью;
- способствовать формированию умения творчески развивать сюжетную линию игры;
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, самоопределения, умение работать в подгруппах, воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы;
- раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда;
- прививать уважение к труду палеонтолога, научных сотрудников, врачей, поваров, водителей и т. д.
Активизация словаря: древние организмы, окаменелости, научные сотрудники, раскопочная бригада, лом, кирка, провизия, тележурналист, журналист, паспорт образца, паспорт ископаемого, латинское название, геологический возраст.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в виртуальный палеонтологический музей.
2. Рассказ воспитателя о работе палеонтологов.
3. Рассматривание иллюстраций по теме: «Динозавры» в энциклопедиях.
4. Рассматривание фотоиллюстраций о работе палеонтологов в полевых условиях, научных лабораториях и музеях естествознаний.
5. Рассматривание картинок с изображениями предметов труда палеонтологов.
6. Рассматривание сухого аквариума: «Потерянный мир динозавров».
7. Беседа с показом презентации: «Палеонтология – как наука»;
8. Чтение художественной литературы: Пахомов В. «Данька любит динозавров»;
9. Настольно – печатная игра: пазлы «Динозавры».
10. Рассматривание плаката «Доисторические ящеры»;
Атрибуты: энциклопедия, лупы, детские игрушечные микроскопы, кисточки разных размеров, совочки, грабельки, детские пластмассовые лопатки, контейнеры для находок, фонарики, стол для рисования песком, «кости динозавра», рули (для шофера и водителя, наборы с продуктами и посудой, фартуки и косынки для повара, шапочки с картинками для научных сотрудников музея, раскопочной бригады, журналистов; шапочки и повязки доктора, чемоданчик врача, вырезки из газет, лист бумаги А3 для изготовления газеты, клей, запись песни, ПК, телевизор, презентация.
Роли: раскопочная бригада – полевые копатели; водители; повар и его помощники; врач с медсестрой; журналисты или тележурналисты; полевая раскопочная бригада (палеонтологи, учёные (лабораторные работы) в научно – исследовательском институте или музее естественной истории (палеонтологи, начальник экспедиции.
Организационная часть
Воспитатель: - Ребята! Недавно мы с вами рассматривали вот эту энциклопедию и познакомились с древними животными.
Они прожили миллионы лет,
Таких громадин на планете нет,
Но всё-таки порой приходят в гости,
Когда в земле от них находим кости!
Ископаемые динозавры.
Воспитатель: - Ребята, мы продолжаем нашу работу по проекту: «Потерянный мир динозавров». Сегодня мы с вами поиграем в очень интересную игру - «Научная экспедиция. Мы - юные палеонтологи». Вначале мы с вами посмотрим презентацию, чтобы вы узнали всё о работе ученых палеонтологов и поняли, что очень сложно организовать научную экспедицию, как много физического и интеллектуального труда вкладывается в великие научные открытия.
Слайд №1
«Научная экспедиция. Юные палеонтологи»
Слайд №2
Палеонтолог – ученый (исследователь, который исследует остатки древних организмов, занимается их поиском, описанием и систематизацией, открывает неизвестные виды, выясняет образ жизни этих существ, называется палеонтологом.
Слайд №3
Для поиска окаменелостей ученые отправляются в экспедиции. Экспедиция – это команда людей, выполняющих определенную задачу.
Они тщательно планируют экспедицию, чтобы взять с собой все необходимое.
В течение многих месяцев они составляют длинные списки нужных вещей.
Слайд №4
СОСТАВ ЭКСПЕДИЦИИ
В любом отряде нужен начальник и несколько специалистов - научных сотрудников. Именно они будут собирать материал, и производить его определение.
Слайд №5
Раскопочная бригада. Они будут работать ломом, киркой, лопатой для очистки или получения доступа к образцу.
Если копать предполагается много, то необходимо обзавестись бульдозером с бульдозеристом.
Слайд №6
Водители. Как правило, экспедиции нужен собственный транспорт — для доставки отряда до места работ, для поездок за водой и провизией, для перевозки людей и оборудования.
Слайд №7
Повар.
Слайд №8
Врач
Слайд №9
Тележурналист или журналист
Слайд №10
Палеонтолог. Полевая экспедиционная работа (раскопки).
Слайд №11
Инструменты для раскопок
Слайд №12
Палеонтолог. Лабораторные работы в научно – исследовательском институте или музее естественной истории.
Слайд №13
ПАСПОРТ ИСКОПАЕМОГО
Самое важное в обработке ископаемого материала вовсе не сбор, а грамотное составление паспорта образца.
Каждому образцу, попавшему в коллекцию, присваивается свой уникальный номер.
Этот номер наносится на сам образец (тушью или масляной краской) и записывается в его главный документ — паспорт.
В нем должны быть указаны:
• коллекционный номер
• латинское название
• место (географическая привязка и местность)
• дата сбора
• геологический возраст
• слой
• фамилия сборщика
Слайд №14
Ископаемый образец
Игровые действия:
Воспитатель: - Итак, в нашей группе №11 организуется научная экспедиция.
Чтобы начать играть, нам нужно выбрать, кто кем будет. Я буду руководителем экспедиции, а вы будете учеными палеонтологами.
Я, как руководитель экспедиции, решила, что мы будем добираться до раскопок на машине.
- Нам нужно решить, кто будет водителем. (Дети выбирают водителя).
Также нам будет нужны:
*палеонтологи - научные сотрудники в научно – исследовательском институте;
*палеонтологи – полевых раскопок;
* раскопочная бригада;
*повара;
*врач с медсестрой;
*журналисты;
(Распределение ролей по желанию детей).
Руководитель экспедиции: - Внимание! Уважаемые члены экспедиции, усаживаемся в экспедиционный внедорожник. Поехали!
Звучит песня «Песенка друзей».
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живется,
Мы песенку поем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.
Начальник экспедиции: — Вот мы и на месте!
Вначале медицинские работники осмотрят всех членов экспедиции. Все ли здоровы и могут приступать к палеонтологическим раскопкам.
Врач и медсестры осматривают членов экспедиции.
Начальник экспедиции: - Все здоровы, берем наше научное оборудование, рюкзаки, откроем карту и пойдем на поиски древних ископаемых динозавров (Дети идут под музыку).
- На карте указано несколько мест, где могут находиться останки древних животных. Посмотрите, здесь что то есть.
Игровая ситуация «Раскопки на острове»
Начальник экспедиции: - Уважаемые коллеги, посмотрите, как здесь красиво.
- Именно здесь мы будем проводить раскопки. Как вы думаете, коллеги, раскопки — это долгая и кропотливая работа или все происходит быстро? (Ответы детей).
- Конечно, это займет много времени. Поэтому палеонтологи, собираясь в экспедицию, продумывают каждый шаг.
Ну что же, с местом раскопок мы определились. Давайте приступим к работе.
(Дети подходят к столу для рисования песком, берут инструменты и занимаются «раскопками»).
Начальник экспедиции: - Я вижу уже череп динозавра, а еще много останков находится в самом песке. Нам нужно аккуратно с помощью кисточек откапать все кости, т. к. они очень хрупкие, давно лежат в земле, нужно быть очень аккуратными. Все останки будем складывать в специальные контейнеры.
Дети продолжают работу.
В это время повара, которые должны обязательно поддерживать силы палеонтологов, приготовили вкусный и сытный обед.
Начальник экспедиции: - Уважаемые коллеги, давайте оторвемся от нашей научной работы и восстановим силы.
Дети откладывают работу и идут обедать в полевую столовую.
Обед закончен. Дети благодарят поваров, идут на свои рабочие места и продолжают раскопки.
Начальник экспедиции: - Останки древних ящеров собраны. Будем грузить все палеонтологические находки в специальные контейнеры. За погрузку будут ответственны (назначаются дети 2-3 ребенка). Теперь нам нужно отправиться в научно – исследовательский институт, изучить образцы, создать паспорт ископаемых окаменелостей, собрать для выставки редкие экспонаты, изучить и выяснить, что это за виды древних динозавров.
Оправляемся в научно- исследовательский институт на автобусе.
Дети выбирают шофера.
Шофер занимает свое место. Автобус отправляется.
Шофер: - Уважаемые пассажиры, остановка «Научно – исследовательский институт».
Начальник экспедиции: — Вот мы и прибыли в научно – исследовательский институт. Нам нужно собрать здесь скелет динозавра и выяснить, к какому виду он относится. Нужно аккуратно разложить все кости по карточкам на столы.
- А мы с моими коллегами (палеонтологи - научные сотрудники) будем собирать скелет.
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего ученые собирают огромные макеты разных динозавров? (Чтобы мы смогли представить, как эти животные выглядели и чем они отличались друг от друга).
Начальник экспедиции: - Уважаемые коллеги, посмотрите, к какому виду динозавров относится наша находка. Ответы детей.
Журналисты всегда были рядом с местом раскопок и научной экспедицией.
Они все вовремя сфотографировали и теперь выпустили научно – популярную газету: «Мы – палеонтологи», в которой есть научная статья о нашей удивительной палеонтологической находке.
Журналисты рассказывают детям о проделанной работе.
Рефлексия.
Воспитатель: - Какая интересная игра была у нас с вами сегодня! Какие вы молодцы, нашли кости динозавров!
Вам было интересно? Какое задание понравилось больше? В следующий раз мы с вами поиграем в палеонтологов? Предлагаю в следующий раз отправиться еще на какой-нибудь материк, и найти кости мамонта или водного динозавра.