Марина Черновол
Конспект сюжетно-ролевой игры «Детская библиотека «Книжки-малышки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование готовности и способности детей применять нормы и правила общения и поведения в стандартных социально-бытовых ситуациях самостоятельно и в совместной деятельности со сверстниками.
Задачи:
- вызвать у детей интерес к профессии библиотекаря;
- формировать умения самостоятельно организовать игру, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии из окружающей действительности, из литературных произведений;
- развитие свободного общения, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитие форм речевого этикета.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Детская библиотека „Книжки-малышки“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Библиотека. Сюжетно-ролевая игра
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки своими руками
- Книжки - малышки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- активизировать ролевую речь детей, активный словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читальный зал, стеллажи, формуляр;
- совершенствовать организаторские способности, самостоятельность, активность, увлеченность, инициативу, воображение, творчество.
- воспитывать в совместной игре доброжелательные отношения друг к другу, умение налаживать и регулировать конфликты, договариваться, мириться, убеждать, действовать.
Предварительная работа:
- экскурсии в школьную библиотеку, детский отдел модельной библиотеки;
- чтение «Я – библиотекарь» В. Калеевой, «О библиотеке» И. И. Платоновой, «Я – библиотекарь» С. Жупанина, «Как хорошо уметь читать» В. Берестова;
- беседы «Зачем нужна библиотека?», «Какие бывают книги», «Профессии библиотекарь, писатель, поэт, иллюстратор»;
- дидактические игры : «Профессии», «Библиотека», «Назови действия»;
- ситуативные беседы: «Что делать, если ты порвал книгу?», «Если б не было книг»;
- изготовление формуляров, закладок для книг, наклеек в формуляры для игры;
- изготовление книжек – малышек : рисование иллюстраций к авторским книжкам – малышкам, придумывание сказок, рассказов, фольклора;
- просмотр видеоролика «Как создают книги»;
- проведение недели «Книжкин марафон» : чтение, викторина, организация библиотеки в группе, книжкина мастерская;
- участие в конкурсе «Валенки на ладошке»
Игровой материал: книжки – малышки, формуляры по списку детей, ручки, колокольчик, плакаты с изображением правил обращения с книгами, бейджики для сотрудников, дидактические игры, детские компьютеры, материал для ремонта книг.
Игровые роли: библиотекари, читатели, заведующая.
Сюжет игры : повседневная работа библиотеки – абонемента и читального зала; презентация авторской книги в читальном зале, ремонт книг.
Игровые действия: прием библиотекарями заявок на абонемент и в читальный зал; подбор и выдача книг читателям; работа с картотекой читателей; посещение читального зала; просмотр книг, журналов; презентация автором книжки – малышки; наведение порядка в конце рабочего дня.
Руководство игрой: косвенный прием руководства.
Ход игры
Дети в группе занимаются своими делами, слышат звонок в группу, спрашивают кто пришел.
Курьер - почтальон вносит в группу большую запакованную коробку – посылку. Дети рассматривают коробку, высказывают предположения о том, что там может быть. (Почему вы так думаете? Как определили, что там книги). Открывают письмо на посылке – там ребус (книга, открывают коробку.
- Да, правильно вы думаете, это те самые книжки – малышки, которые участвовали в конкурсе «Валенки на ладошке». Зачем они нам, как вы думаете? (чтобы их прочитали, чтобы мы их сохранили, чтобы они не потерялись).
- Сохранить мы их можем в коробке, спрятав в шкаф. Правильно? (да; нет, тогда их никто не увидит). А что же мы можем сделать, чтобы эти замечательные книжки – малышки все видели и читали их? (сделать выставку, библиотеку). Как вы думаете, что лучше? Выставку или библиотеку? (Выставку – все будут любоваться, ведь таких книг больше нигде нет, они самодельные, в одном экземпляре. Библиотеку – тогда не только любоваться можно, но и прочитать книгу сможет кто захочет, ведь книги не только самодельные, но и текст придуман авторами).
- Давайте поиграем в библиотеку!
- Хорошо, будем играть в библиотеку, для этого нам надо подготовить все. (Дети расставляют книги на полки, ставят стол для абонемента, расставляют столы и стулья для читального зала, раскладывают формуляры, коробку с необходимым материалом для ремонта книг, ноутбук (пусть библиотека будет модельной). Вот и готова наша современная модельная библиотека!
- Чтобы распределить роли, отгадайте загадки:
Кто за библиотекой следит,
Библиотекой руководит?
Кто проблемы все решает,
Ничего не упускает.
Во всех вопросах сведующая
Наша…. (заведующая)
Правильно, также заведующая делает заявки на приобретение новых книг, заказывает их для библиотеки. Кто хочет быть заведующей? Хорошо, пусть заведующей будет Диана.
- Послушайте другую загадку:
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам.
- Да, это библиотекарь. У нас в библиотеке есть абонемент и читальный зал, значит, нам надо выбрать двух библиотекарей. Василиса и Кира- библиотекари, договариваются между собой, кто хочет работать на абонементе, а кто в читальном зале.
- Сейчас узнаем, какие роли нам еще нужны для игры :
Если книгу написал,
Значит ты писатель,
Если книгу прочитал,
Значит ты …читатель
Первой на работу приходит заведующая. Сегодня она должна заказать для библиотеки новые книги. Заведующая по телефону просит привезти необходимые книги в библиотеку. Заведующая по накладной и компьютеру принимает книги и отдаёт их библиотекарям.
Библиотекари расставляют книги, оформляют книжную выставку «Новые книги».
Приглашают посетителей библиотеки пройти в абонемент и читальный зал. Читатели, проходят в библиотеку. Библиотекари беседует с читателями, спрашивают, о чем они хотят почитать, советуют взять ту или иную книгу, делают отметки в формулярах. В читальном зале дети рассматривают книги.
Какое то время спустя заведующий библиотекой объявляет, что сегодня в читальном зале состоится беседа с автором одной из книг и приглашает читателей пройти в читальный зал. Писательница Маргарита рассказывает, как они работали над созданием своей книжки – малышки «Валенки». Читатели задают вопросы авторам.
Потом библиотекари приглашают читателей, желающих принять участие в ремонте книг. Библиотекари приносят книги и материал для ремонта. Дети ремонтируют книги и повторяют правила бережного отношения к книгам.
Правила обращения с книгой
Не бери книгу грязными руками
Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования
Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их
Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых
Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы
Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать
Примерные игровые действия по ролям
Абонемент
Заведующая приходит в библиотеку первой, садится за компьютер. Приходят библиотекари, здороваются, идут на свои рабочие места.
Заведующая (нажимает кнопку вызова) : Нам привезли новые книги, подойдите, получите. Я думаю, нужно оформить новую выставку «Валенки на ладошке»
Читатели (2- 4 чел) входят в библ : Здравствуйте!
1 Библиотекарь : Добрый день, проходите
1 Читатель: Меня зовут Стефания, я хотела бы взять книгу.
1 Библиотекарь : Вам помочь найти книгу?
1 Читатель: Нет, я хотела бы сама выбрать.
Выбирает, подходит к библиотекарю, записывает книгу в формуляр. Читатель говорит спасибо, уходит
1 Библиотекарь : Здравствуйте, ваше имя?
2 Читатель: Меня зовут Саша. Я хотел бы взять книжку – малышку со сказкой и книжку –малышку со стихами о зиме, снеговиках и валенках.
1 Библиотекарь : Вам сначала нужно вернуть книги, которые брали в прошлый раз. Вы их принесли?
2 Читатель: Нет, я забыл их дома.
1 Библиотекарь : Тогда я не могу вам дать новые книги, принесите те, которые брал в прошлый раз.
2 Читатель: Мне очень далеко возвращаться домой. А книги мне нужны срочно. Что же делать?
1 Библиотекарь : Хорошо, мы можем сделать так: я продлю срок чтения книг. В след раз вы должны вернуть все книги.
3 Читатель: Добрый день
1 Библиотекарь : Здравствуйте, назовите ваше имя, я найду ваш формуляр.
3 Читатель: Меня зовут Аделина, я хотела бы почитать сказку.
1 Библиотекарь : Вам помочь выбрать?
3 Читатель: Да, помогите, пожалуйста, я не знаю, как найти сказки.
1 Библиотекарь : Пойдемте, я обязательно помогу. Видите, это полки с книгами, их в библиотеке называют стеллажами. Книг очень много, поэтому они расставлены по определенному порядку. Сказки на одной полке, стихи – на другой, рассказы на третьей. Чтобы было удобнее искать книги, они разделены специальными разделителями. Вот мы и нашли полку со сказками. Здесь вы можете найти себе нужную книгу.
4 Читатель: Здравствуйте, я хотел бы взять почитать книгу домой.
1 Библиотекарь : Назовите свою фамилию и имя
4 Читатель: Малкин Артем
1 Библиотекарь : Такого читателя у нас нет, вы впервые пришли в библиотеку?
4 Читатель: Да
1 Библиотекарь : Хорошо, вот ваш формуляр. Какие книги вам предложить?
4 Читатель: Я хотел бы взять (прочитать) книгу «Как рождается валенок»
1 Библиотекарь : Извините, эта книга у нас в библиотеке в одном экземпляре, она очень редкая, поэтому она находится в читальном зале. Вы можете пройти в читальный зал и почитать ее там.
Читальный зал
4 Читатель идет в читальный зал: Здравствуйте!
2 Библиотекарь : Здравствуйте.
4 Читатель: Я хотел бы прочитать книгу «Как рождается валенок»
2 Библиотекарь : Хорошо, сейчас я ее найду.
5 Читатель: Я тоже хотел почитать эту книгу.
2 Библиотекарь : Эта книга у нас в единственном экземпляре. Вы можете вместе ее посмотреть.
Читатели садятся рядом с книгой и пытаются подвинуть ее ближе к себе.
Подходит библиотекарь читального зала : Мальчики! Что вы делаете! Разве вы не знаете, как обращаться с книгами?
Читатели: Нет
Библиотекарь : Думаю, наши читатели знают, как правильно обращаться с книгами и вас научат.
Читатели:
- Не бери книгу грязными руками;
- Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования;
- Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их;
- Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых;
- Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш - посторонние предметы;
- Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.
Роль писательницы
Библиотекарь читального зала : Внимание, наши уважаемые читатели! Сегодня у нас состоится встреча с писательницей книги «Валенки». Автор ее, Маргарита, пришла к нам рассказать, как создавалась эта книга.
Писательница: Вы читали мой рассказ, который называется «Валенки»? Кто главный герой рассказа? Что с ним случилось? Почему он заболел? О чем дед Макар рассказал внучке?
Я вижу, что очень многие из вас прочитали мой рассказ. Мне очень приятно, что он вам понравился. А теперь вы можете задать вопросы мне.
- Трудно ли придумать рассказ?
- Почему рассказ именно про валенки?
Библиотекарь читального зала : Спасибо, Маргарита. Вы очень интересно рассказали о своей книге. Мы желаем вам творческих успехов! Приходите к нам еще!
Заведующая: Уважаемые читатели, наша библиотека закрывается, прошу сдать книги. Приходите к нам еще.