ира чекалина
Конспект занятия для старших дошкольников «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для старших дошкольников "Знакомство со свойствами воздуха"
___
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие любознательности, интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Воспитатель: Ребята, встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? (Столы, стулья, шкафы, игрушки) А что же находится между полом, потолком, стенами - там, где пусто? (Воздух.) Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать.) Сделайте глубокий вдох, выдох. Вы знаете, сколько человек может прожить без еды и воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут). Сегодня мы с вами будем говорить о воздухе.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воздухе и будем экспериментировать, как настоящие ученые-исследователи.
Воспитатель: Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите, почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой? (Выслушивает ответы детей). Воздух прозрачный, значит, через него всё видно. А что ещё бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей групповой комнате (Стекла в окнах, стенки стакана, графин, очки и т. д.)
Ребята, сейчас мы с вами попробуем увидеть воздух.
Воспитатель берет в руки стакан. Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы.)
Ребёнок переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в ёмкость с водой (стакан надо держать очень прямо). Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает это с ребятами.
Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Ребёнок снова опускает стакан в ёмкость с водой, но теперь держит его не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? Мы видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода.
Вывод: воздух прозрачный, поэтому его не видно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, в которой мы вместе будем проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов.)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Вот мы и очутились в нашей научной лаборатории. Садитесь за столы. А теперь мы превращаемся в ученых-исследователей.
Воспитатель: При работе в лаборатории есть определенные правила: необходимо соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно.
Воспитатель:
Внимание! Внимание!
Чудеса сейчас придут,
Интересно будет тут,
Постарайтесь все понять,
Много нужно нам узнать.
Итак, начнем наши опыты. Ребята, вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 1
«Видим воздух при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки слабо. А теперь сильно. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Воспитатель: С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей).
Эксперимент № 2 «Можно ли поймать воздух? Движется ли он?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (Воздух) Какой он? Вы его видите?
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите острую палочку (зубочистку) и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух.)
Ребята, открою вам тайну: я могу двигать воздух! (Машет на детей веером из бумаги). Чувствуете, как он движется?
А хотите, я фокус покажу? (Кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему слетела салфетка?
(Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движение.)
Вывод: Воздух может двигаться.
А можно услышать воздух?
Эксперимент № 3 «Слышим воздух».
Воспитатель: Давайте подумаем, как его можно услышать? (ответы детей).
Возьмите крышечку или листочек тонкой бумаги и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)
Еще воздух можно услышать, когда дует ветер. Он гоняет воздух, и тогда можно слышать различные звуки воздуха (вой, свист).
Воспитатель: С помощью воздуха музыканты играют на духовых инструментах (трубах, тромбонах, саксофонах). Они дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получаются музыкальные звуки.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, мы тоже разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.
Вывод: когда воздух движется, колеблется, его можно услышать.
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Сейчас я предлагаю вам с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лимон, лук, банан и т. д.).
Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: воздух переносит запахи.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Ребята. Как вы думаете, имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим. ( На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.)
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов.
Скажите, вам понравилось проводить опыты и экспериментировать? (ответы детей.) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Наше увлекательное занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята.
.