Екатерина Юрлова
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Секреты шоколада»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщать знания детей о шоколаде.
Задачи:
развивать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности, используя сенсорный анализ;
расширить знания детей о свойствах шоколада;
активизировать в процессе совместной деятельности мыслительные операции;
формировать умение строить разного типа высказывания (повествование,
рассуждение);
воспитывать аккуратность во время проведения экспериментов;
совершенствовать способности детей обобщать знания о шоколаде;
Публикация «Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Секреты шоколада“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
формировать установку на здоровый образ жизни детей, через закрепление знаний о вреде и пользе шоколада;
воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим.
Методы и приемы:
наглядные: показ слайдов, рассматривание
словесные: вопросы, объяснение, поощрение, беседа
игровые: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Готовим шоколад», дидактическая игра
практические:
физкультминутка;
эксперимент,
наблюдения.
Формы и виды организации детской деятельности :
форма организации деятельности - фронтальная;
виды детской деятельности, используемые в НОД – познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями об истории шоколада; рассуждает и дает адекватные объяснения на поставленные вопросы; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; выражает положительные эмоции при проведении пальчиковой игры «Готовим шоколад»; имеет элементарное представление о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении каких-либо действий нужное условие; умеет работать коллективно; владеет навыками самообслуживания; способен осуществлять взаимодействие со взрослыми и сверстниками; интересуется изобразительной детской деятельностью при изготовлении картины с использованием фантиков от шоколадных конфет.
Предварительная работа:
1. Знакомство с историей возникновения шоколада;
2. Чтение сказочной истории Энид Блайтон «Шоколадный кролик» перевод с английского;
3. Разучивание игры «Шоколадное рондо»;
4. Дидактическая игра «Шоколатье» Цель: Закреплять знания о профессии шоколатье;
5. Дидактическая игра «Приготовление шоколада» Цель: Закреплять знания о продуктах, которые используются для приготовления горького, молочного и белого шоколада;
6. Игра по ИЗО «Фантики для конфет» Цель: Создавать свои фантики, выступая в роли флористов-оформителей;
7. Сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин»;
Материал и оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
коробочка (бонбоньерка) с запахом шоколада;
презентация Microsoft Power Point «Путешествие в шоколадную страну»;
для опытов:
фартуки и колпаки для детей;
фартук и колпак для воспитателя;
лупы по количеству детей;
какао-порошок;
одноразовые ложки;
одноразовые тарелки;
молоко для каждого в стаканчиках;
вода для каждого в стаканчиках;
салфетки влажные;
шоколад : горький, молочный, белый пористый для опытов;
для конструирования из бумаги :
фантики от шоколадных конфет для оригами;
Использование современных технологий:
1. Информационно-коммуникационные технологии:
1) Подбор иллюстративного материала и картинок к занятию (сканирование, интернет, принтер)
2) Создание презентации «Путешествие в шоколадную страну» в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательного занятия с детьми;
2. Здоровьесберегающие технологии:
Технология сохранения и стимулирования здоровья:
1) физкультминутка.
3. Игровые технологии
Содержание организованной деятельности детей :
1. Организационный момент:
Дети входят в музыкальный зал, проходят на ковёр и встают полукругом, здороваются с гостями. Приветствие:
(Дети проходят в зал и встают в круг.)
Ты мой друг и я твой друг!
Становись скорее в круг.
Чтобы умными нам стать
Надо очень много знать.
Мы будем все внимательны,
А ещё старательны.
Ждут нас чудо-чудеса.
Вперёд! Смелее! В путь, друзья!
2. Сюрпризный момент:
Стук в дверь. Почтальон Печкин (Игорь Иванович) заходит с посылкой для детей 7 группы, но не отдает ее. Дети с помощью волшебных слов просят отдать посылку, и Печкин соглашается и отдает посылку. Уходит.
В коробке лежит маленькая красивая коробочка с дырочками в крышке.
Воспитатель обращает внимание детей на маленькую красивую коробочку.
Воспитатель: - Ребята, в посылке стоит красивая коробочка. - Скажите как, можно узнать, что лежит в коробочке, не открывая крышку. (Ответы детей)
Дети рассматривают коробочку, замечают в крышке отверстия.
Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу о том, что можно понюхать коробочку и узнать по запаху, что находится внутри шоколад.
- Давайте проверим. Открывают коробочку, в ней лежит?
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы, узнали, что лежит в коробочке. Это маленькая коробочка называется «бонбоньерка» и происходит от французского слова «bonbon» – что означает конфета. Первые бонбоньерки, как упаковки для сладостей, появились в XV веке. - Именно в этот период времени возникла традиция преподносить в подарок бонбоньерки. И сейчас у нас есть такая традиция преподносить в подарок коробку шоколадных конфет. А вы знаете, что 11 июля- всемирный день шоколада!
Воспитатель: - Ребята, вы любите шоколад? (Да) - Я тоже его очень люблю. А что такое шоколад? (Вкусная сладость) - Шоколад - любимое лакомство детей и взрослых. - переводится с латинского языка слово «шоколад» как «Пища богов»
- Мы много говорили о шоколаде. - А хотели бы вы увидеть, как его производят? (Да)
- А что нужно, для этого сделать? (Отправиться на фабрику)
(под музыку дети отправляются на автобусе)
- здравствуйте, меня зовут Е. А. -я экскурсовод. Мы с вами отправимся на экскурсию по шоколадной фабрике, но сначала давайте посмотрим очень познавательный и интересный мультфильм. мульфильм («Фиксики»)
Экскурсовод:- Сейчас мы с вами отправляемся в производственный цех.
- На каждой фабрике есть свои секреты приготовления шоколада.
- А мы сейчас с вами, попробуем приготовить свой шоколад. (- На слайде рецепт нашего шоколада)
5. Пальчиковая игра «Готовим шоколад»
Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение с детей, настроиться на выполнение задания.
Если взять сгущёнки банку
И горячий шоколад,
Взять немножечко орехов,
Земляничный мармелад.
Взять халвы четыре ложки,
Вафельной добавить крошки,
Хорошо всё размешать,
От такого шоколада
Нас потом не оторвать
(Пальцы обеих рук соединяют в круг.
Изображают, как льют шоколад.
Стучат кулачок о кулачок.
По очереди соединяют пальчики рук с большими пальцами в колечко.
Загибают по очереди 4 пальца руки.
Показывают, как сыпят крошку.
Изображают, как мешают.
Хлопают в ладоши.
Гладят по животу. Выставляют большой палец вверх.)
6. Игра «Какой шоколад?» Экскурсовод:- - Молодцы ребята, вкусный шоколад приготовили! А какой формы бывают шоколадные конфеты?
– Следующий отдел у нас - отдел разработки основных видов шоколада. - А какие основные виды шоколада вы знаете? (Горький, молочный, белый и др.) - А чем отличается Горький шоколад от Молочного шоколада? (В Молочном шоколаде есть молоко, а в Горьком шоколаде его нет; в Горьком шоколаде сахара немного)
- Горький шоколад от Белого шоколада? (В Горьком шоколаде есть какао-бобы, а в Белом шоколаде их нет; в Горьком шоколаде сахара немного)
- Молочный шоколад от Белого шоколада? (В Молочном шоколаде есть какао-бобы, а в Белом шоколаде их нет)
- Ребята, мы с вами вспомнили, чем отличаются друг от друга основные виды шоколада. А еще шоколад какой? Подберем слова - определения: вкусный, сладкий, ароматный, коричневый, молочный, темный, белый, воздушный, пористый, горький
- Следующий отдел, куда мы отправляемся это отдел контроля и качества. Здесь знают все о пользе и вреде шоколада и помогут нам ответить на вопросы о пользе и вреде шоколада.
- Ребята, как вы думаете, полезен ли шоколад?
7. Игра «Вред и польза шоколада» (триггеры на экране)
Польза
Экскурсовод:- - Как вы думаете, какие полезные свойства шоколада зашифрованы на этом слайде? (Ответы детей).
1. - Шоколад поднимает настроение.
2. - Шоколад - источник энергии, поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом.
3. - Шоколад также полезен для сердца и сосудов.
4. - Съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память, что очень важно для занятий в школе.
Вред
Экскурсовод:- - В каких случаях шоколад может навредить человеку?
1. - Шоколад - виновник лишнего веса.
2. - Безмерное поедание шоколада - причина болезни зубов.
3. - Шоколад может вызвать аллергию.
4. - Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не следует, есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу).
Вывод:
- Шоколад полезен в ограниченном количестве! - После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!
- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.
8. Физкультминутка. «Хорошее настроение»
-Пользу и вред шоколада мы выяснили, а дальше у нас экскурсия в комнату отдыха, где мы повысим наше настроение.
9. Опытно-экспериментальная деятельность с какао и шоколадом.
Воспитатель: - Мы отдохнули, и теперь предлагаю вам самостоятельно исследовать шоколад и какао в лаборатории кондитерской фабрики. - Для работы в лаборатории, нам нужна специальная одежда. (Дети и воспитатель надевают фартуки и колпаки)
Опыт 1. Свойства какао.
1) Воспитатель: - Ребята, мы с вами выяснили, из чего делают шоколад. (Из какао). Давайте изучим свойства какао. - Посмотрите на какао порошок, какого он цвета? (коричневого)
2) Воспитатель: - Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? – (Нужно его попробовать.)
- Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький)
Вывод: - Какао имеет горький вкус.
3) Воспитатель: - А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произошло с какао и молоком? (Какао растворилось в молоке, молоко приняло цвет какао.) Вывод: Какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Опыт 2. Свойства шоколада.
1) Экскурсовод:- - Ребята, а теперь давайте определим свойства шоколада
Экскурсовод:- - Перед вами два вида шоколада (горький и белый). Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Цветом)
2) Экскурсовод: -: - Теперь определим, какой шоколад на вкус. Для этого попробуйте кусочек белого шоколада. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).
- Теперь, определим вкус темного шоколада, какой на вкус? (Горький,
горьковато-сладкий).
- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)
Вывод: Чем больше в шоколаде какао-порошка, тем он более горький на вкус.
3) Экскурсовод:- Возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться.
4) Экскурсовод: -: - Ребята, как вы думаете, что произойдет, если в стакан с водой положить кусочек темного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).
- Теперь повторите опыт с кусочком от светлого шоколада. Что произошло?
(Шоколад всплыл на поверхность).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)
Вывод: В кусочке светлого шоколада имеется воздух, который помогает
шоколаду удерживаться на воде, а в шоколаде темного цвета воздуха нет.
5) Экскурсовод:- - Возьмите лупу и рассмотрите внимательнее воздушный шоколад. Лупа поможет вам рассмотреть шоколад поближе. Что вы видите? (Пузырьки)
Действительно, в воздушном шоколаде есть пузырьки воздуха. Они делают шоколад легким и воздушным.
Вывод: Шоколад может тонуть, если он плотный, и может плавать, если в нем
имеется воздух.
6) Воспитатель: - Вспомним еще одно свойство шоколада. - Что стало с шоколадом, когда мы его нагрели. (Он растаял, растопился).
- Где еще может растаять шоколад? (на солнце, на газовой плите, на батарее, в руках)
Вывод: Шоколад тает при нагревании, бывает жидкий и твердый.
Воспитатель: - Ребята, что мы сегодня делали в нашей лаборатории? (экспериментировали с какао и шоколадом)
Воспитатель: - А какие опыты мы проводили с какао и шоколадом?
(Какао пробовали на вкус, растворяли его в молоке. Шоколад погружали в обычную воду, разламывали, пробовали на вкус, рассматривали шоколад через лупу)
Воспитатель: - Где в повседневной жизни нам могут пригодиться эти знания? (при приготовлении тортов, кремов, пирожных и т. д.)
- Ребята, наши исследования подошли к концу, и нам пора возвращаться в детский сад.
Экскурсовод: -Какие вы молодцы! И в знак благодарности шоколадная фабрика дарит вам угощение!
Воспитатель: -Большое спасибо! Ребята, посмотрите какие яркие фантики! А что вы с ними сделаете после поедания конфет?
-Я предлагаю вам сделать подарок шоколадной фабрике-картину с помощью фантиков. И подарить фантикам вторую жизнь!
11. Конструирование из бумаги в технике оригами «Картина на память»
- Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила оригамистов.
1) Работай старательно. 2) Складывай бумагу на столе.
3) Линию сгиба бумаги проводи с нажимом. 4) Всегда держи изделие так, как воспитатель.
5) Хочешь спросить – подними руку.
6) Сделал правильно сам – помоги соседу.
7) После работы убери за собой. - Итак, приступаем к работе.
14. Рефлексия: Воспитатель: - Что же нового вы узнали о шоколаде? - Что вам понравилось больше всего? - Молодцы, ребята! Вы очень много сегодня рассказали нашим гостям о шоколаде.
Придумал кто его – тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего –
Вкуснее нет на свете ничего!
Ребята, а нам надо возвращаться в детский сад! (под музыку)
Спасибо за внимание!