валентина васильевна горбань
«Свойства воды». Конспект СОД по ознакомлению с окружающим в общеразвивающей группе для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей второй категории №4 «Светлячок» г. Сальска
КОНСПЕКТ
совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в общеразвивающей группе (6-7 лет).
Воспитатель: Горбань В. В.
Тема: "Вода, круговорот воды в природе, свойства воды".
Публикация «„Свойства воды“, Конспект СОД по ознакомлению с окружающим в общеразвивающей группе для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Цель: развитие любознательности через обогащение представлений о значении воды в жизни человека.
Задачи.
1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. Уточнить и закрепить знание детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать.
4. Учить детей обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы на основе проведённых опытов.
5. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
6. Активизировать словарь детей словами : модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.
Предварительная работа:
1. Знакомство детей с моделью Земли-глобусом и картой.
2. Знакомство с научной и художественной литературой.
3. Разучивание стихотворений.
Методы и приемы:
1. Словесные методы: беседа, вопросы, художественное слово.
2. Наглядно-иллюстративный метод.
3. Игровой метод : физкультминутка «Ходят капельки по кругу».
4. Зрительные метод, метод обоняния, вкусовой метод.
5. Опыты.
Материал и оборудование:
1. Глобус.
2. Рисунок-схема «круговорот воды в природе».
3. 2 пустых прозрачных стакана.
4. 5 прозрачных стаканов с водой.
5. Стакан с молоком.
6. 3 чайные ложки.
7. 2 палочки.
8. Одеколон.
9. Термос с горячей водой.
10. зеркальце.
11. Сахар.
12. Соль.
13. Лимонный сок.
14. Сосуды разной формы.
Словарная работа :
Краевед, магистр, экспедиция.
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус)
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: глобус – это модель Земли.
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое – модель Земли?
Дети высказываются, объясняют.
Воспитатель: Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земли в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете, посмотрев на ее модель?
Дети: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.
Воспитатель : Глобус показывает форму нашей планеты земля, характер ее поверхности, где расположены океаны, моря, а где – материки.
Показывает на глобусе.
Воспитатель : Почему на глобусе очень много синего цвета?
Дети: Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера.
Воспитатель: Посмотрите на модель Земли: большую ее часть составляет вода.
- А что вы знаете о воде? Какая вода?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они ее получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
Дети отвечают, делают выводы.
Ребенок:
Вы слышали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?
Дети отвечают.
На нашей планете Земля очень много воды :
Она есть в морях и океанах, реках, ручьях, озерах, родниках, болотах, прудах. Но не вся вода пригодна для растительного, животного мира и человека. Им нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете?
Дети отвечают.
Правильно, пресная вода – это вода без солей. В морях, океанах вода соленая. Жить в такой воде, пить ее могут только морские обитатели. А людям употреблять в пищу такую воду невозможно. В реках, озерах, прудах вода пресная. Их них поступает в краны вода, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Еще люди берут артезианскую, родниковую воду из подземных скважин в роще, в лесу, в горной местности.
Питьевую воду нужно беречь. Почему?
Дети объясняют.
Воспитатель: Беречь воду необходимо потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшаться в связи с плохой экологической обстановкой: реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- Как вода поступает в реку?
- Кто знает, что такое круговорот воды в природе?
Дети отвечают.
- Дети, посмотрите на рисунок-схему, когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. Там насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом-дождя, зимой-снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Физкультминутка «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.
- Я буду мама Тучка, а вы мои детки-Капельки. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и Капельки танцуют под музыку «дождя».
Музыка стихает, дети присели, очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночке и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (взявшись за руки, дети под музыку выполняют упражнение «змейка»). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, приседают). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело. Капельки стали легкими и начали подниматься вверх, к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.
Воспитатель: Ребята, а какие знаете свойства воды? Давайте пройдем с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью экспериментов.
Эксперимент 1. Вода жидкая.
Воспитатель предлагает детям
аккуратно перелить воду из стакана с водой в пустой стакан.
Вывод: Вода жидкая. Благодаря этому свойству вода течет по трубам.
Эксперимент 2. У воды нет формы.
Воспитатель предлагает детям налить воду
в сосуд разной формы (в пробирку, стакан, блюдце).
Вывод: Вода приобретает форму сосуда.
Эксперимент 3. У воды нет запаха.
Воспитатель предлагает детям понюхать воду в стакане,
потом капнуть капельку одеколона и еще раз понюхать, почувствовать запах.
Вывод: У воды нет запаха, но она может приобретать запах другого вещества.
Эксперимент 4. У воды нет вкуса. Вода способна растворять.
(Воспитатель предлагает детям взять стаканы с водой, попробовать ее вкус. Затем добавить в разные стаканы сахар, соль, лимонный сок, размешать и еще раз попробовать ее вкус.)
Вывод: У воды нет вкуса, вода может приобретать вкусы других веществ. Вода имеет способность растворять некоторые вещества.
Эксперимент 5. Пар – это тоже вода.
Воспитатель предлагает детям открыть термос с горячей водой
и подержать над ним зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело).
Вывод: Горячая вода превратилась в пар.
Эксперимент 6. Вода прозрачная.
Воспитатель предлагает детям взять 2 стакана: один стакан с водой,
другой – с молоком. В оба стакана положить палочки.
Воспитатель: В каком стакане видна палочка, а в каком – нет. Почему?
Вывод: Вода прозрачная, а молоко – нет.
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что было бы, если бы вода в водоемах была непрозрачной. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоемах не смогут расти водоросли. Не будет растительности, нечем будет питаться животному миру, рыбам. Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому нельзя загрязнять водоемы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!
1-й ребенок:
О, Земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
2-й ребенок:
Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Воспитатель с детьми подводит итог занятия.