Светлана Арсентьева
Конспект совместной образовательной деятельности для детей 6–7 лет «Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности для детей 6-7 лет
«Мой город»
Выполнил:
Арсентьева Светлана Леонидовна
(ФИО)
воспитатель
(должность)
МБДОУ «Детский сад №21» г. Урай ХМАО-Югра
(место работы)
Пояснительная записка
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности для детей 6–7 лет „Мой город“» размещена в разделах
На основании приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30.12.2015 № 1821; МБДОУ детский сад № 21 присвоен статус: региональной инновационной площадки по апробации образовательной программы «Югорский трамплин» Е. Г. Юдиной, Л. С. Виноградовой, Н. В. Мальцевой. Эта программа основана на принципах и технологиях программы «Сообщество» - российской версии международной программы «Шаг за шагом». В основе философии программы «Югорский трамплин» лежит убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Особое значение имеет создание условий для самостоятельного выбора ребенком деятельности.
При составлении конспекта образовательной деятельности использовалось пособие «Работа по программе дошкольного образования «Югорский трамплин», ориентированной на ребенка. Методическое руководство для воспитателей» ( Авторы: Виноградова Л. С., Карунова Л. А., Мальцева Н. В., Юдина Е. Г., Бодрова Е. В.).
Поставленные в ходе образовательной деятельности задачи решаются через интеграцию образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Образовательная деятельность имеет следующую структуру:
Утренний сбор - Совместная деятельность в центрах активности - Итоговый сбор.
Все этапы логически связаны, объединены единой темой. На каждом из них решаются определенные задачи.
Цель Утреннего сбора – создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и создания мотивации предстоящей деятельности.
Цель совместной деятельности в центрах активности – решение детьми поставленных задач, развитие навыков сотрудничества, умений работать в команде, активности и творчества.
На итоговом сборе подводятся итоги деятельности, происходит систематизация полученных знаний, анализ результатов.
Образовательная деятельность осуществляется в Центрах активности детей – «творческих лабораториях» со стимулирующим самостоятельное познание окружающей действительности материалом.
Эффективность работы в Центрах активности заключается в том, что дети учатся не только наблюдать, размышлять, выдвигать гипотезы, объяснять свои предположения, но и проверять правильность выполнения задания, обобщать полученные знания и формировать выводы.
Форма проведения: реализация программы «Югорский трамплин», непосредственно-образовательная деятельность по теме «Мой город»
Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотические чувства, любовь к родному городу.
Задачи:
- «Познавательное развитие» - уточнение знаний детей о родном городе и достопримечательных местах; систематизация знаний детей о символике государства; развитие познавательного интереса, поисково-исследовательской активности; формирование элементарных математических представлений: умения решать примеры, отгадывать ребусы.
- «Речевое развитие» - расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи; закрепление умения выразительно читать стихотворения о Родине.
- «Социально-коммуникативное развитие» - формирование умения свободно общаться со взрослыми и сверстниками в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование основ безопасного поведения в быту (проведение опытов с нефтью).
- «Художественно-эстетическое развитие» - реализация самостоятельной творческой деятельности детей посредством развития навыков творческой продуктивной деятельности детей.
Предварительная работа: проведение непосредственной образовательной деятельности «Наша Родина – Россия», «Символика России: гимн, герб, флаг», «Наш город – часть большой страны»; рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; беседы о городе «Главные достопримечательности родного города», «Природа родного края», экскурсии в библиотеку, музей, посещение Дома культуры «Нефтяник»; оформление фотоальбомов «Мой любимый город»; выставки детских рисунков; привлечение родителей к образовательной деятельности.
Материал и оборудование:
Утренний прием: беседа на тему «Достопримечательности города Урай», «солнце».
Центр литературы и грамотности: буклеты «Мой город Урай».
Центр строительства: фотографии спортивных комплексов, деревянный конструктор
Центр искусства: модели герба, флага, гуашь, клей, листы бумаги, трафареты, ножницы, краски, цветные карандаши, клеёнки, косточки;
Центр науки и экспериментирования: баночка с нефтью, карточки с темами и схемами для исследований, стаканчики с водой и нефтью, салфетки, пипетки, перья птиц, палочки, влажные салфетки, фартуки, шапочки, подносы, альбом.
Центр математики: карточки с решением примеров, карточки с ребусами, фотография «Парк аттракционов».
Общий сбор:
Словарная работа: достопримечательности, маршрут, государство, спортивный комплекс, эколог, символика, менеджер по рекламе, буклет,
Утренний сбор.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой на весь день; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; учить принимать самостоятельное решение относительно собственной занятости, направленности деятельности, места её реализации.
Звучит колокольчик, приглашающий детей на Утренний сбор. Дети садятся по кругу на подушки.
I этап. Приветствие.
Педагог здоровается с детьми и предлагает детям поприветствовать друг друга с помощью двигательно-речевой игры:
Утреннее приветствие
Разотрем ладошки, согреем их и поделимся своим теплом со своими соседями (дети берутся за руки)
Доброе утро, улыбнись скорее,
И сегодня весь день будет веселее,
Мы погладим лобик, носик и щечки,
Будем мы красивыми, как в саду цветочки.
Разотрем ладошки сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем смелее, смелее,
Уши мы свои потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова: «Будьте все здоровы»
Воспитатель: У вас такие красивые лица и улыбки, а в глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю обо всем грустном, радуюсь и улыбаюсь. А какое сейчас у вас настроение? (Ответы детей).
Я очень рада, что у нас у всех хорошее настроение
II этап. Обмен информацией.
Цель:активизировать словарь по теме «Мой город».
Воспитатель:Ребята, я хочу поделиться с вами новостью. Вчера был теплый погожий денек. Я решила прогуляться по любимым местам нашего города. Для меня – это парк ТПП. А какие у вас любимые места, где вы любите играть, гулять? Расскажите, о своих любимых местах. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята! Как много вы назвали красивых мест и достопримечательностей нашего города. Давайте вспомним, как называется наш красивый небольшой городок? (Урай). Значит мы с вами кто? (Урайцы). Костя, Василиса и Илья подготовили для нас сообщения, давайте мы их послушаем.
Воспитатель: Молодцы! Вы приготовили очень интересные сообщения. Наш город – это маленькая частичка России.
III этап. Групповая деятельность
Сюрпризный момент-игра «Лучики красивых слов».
Цель: активизировать внимание и интерес детей к происходящему, обогащать словарь признаков.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить, как мы гуляем по нашему красивому городу, по своим любимым местам. (В это время на ковре появляется солнце без лучей, дети отрывают глаза.)
Воспитатель: Ребята посмотрите! У нас появилось солнышко…. Но что-то с ним не так…. (Ответы детей – солнышко без лучиков). Правильно и оно немного грустит. Как же мы можем помочь солнышку? Как поднять ему настроение, чтобы оно светило нам ярче? (Выслушиваются все предложениядетей –подарим ему наши лучики, расскажем о городе, в котором мы живем и т. д. Конечно же, вы правы. Мы можем подарить солнышку лучики. А лучики у нас не простые- каждый из них красивое слово о нашем любимом городе. (Каждый ребенок говорит красивые слова о городе и кладет свой лучик к солнышку – солнечный, ночной, спортивный, культурный, молодой, красивый, загадочный, нефтяной и т. д.)
Воспитатель: Вот сколько красивых слов мы назвали о нашем городе. А знаете, ребята, наш город не всегда был таким красивым. Совсем недавно, лет 50 назад, он выглядел вот так (на мольберте фотографии старого Урая). Он похож город, который мы видим каждый день? Как вы думаете, почему наш современный Урай так сильно отличается от того, старого, Урая? (Ответы детей)
Вывод: В нашем городе каждый человек занимается своим трудом и от этого город становится лучше и краше.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы наш город был еще лучше? Что мы можем сделать для этого? (Рассуждения детей. Дети в диалоге подводятся к мысли, что можно подарить городу наши знания).А вы не хотите побывать в роли представителей разных профессий нашего города?
IV этап. Работа с информационным листом.
Воспитатель:Я хочу вам открыть секрет, что почти все жители нашего города мечтают о железной дороге. Давайте представим, что в нашем городе есть железная дорога… Я вас приглашаю в путь.
Воспитатель: На какое число мы берем билет? Сегодня у нас какое число? (вчера, завтра). Какой месяц? (перед ноябрем, после ноября). Какому времени года принадлежит ноябрь? Какой сегодня день? (вчера, завтра).
Вывод: Билет берем на 21ноября.
Воспитатель: А сколько человек у нас едет на поезде?
Считаем девочек, считаем мальчиков. Считаем, сколько всего детей?
V этап. Презентация центров активности
Воспитатель: Сейчас я расскажу, что вас ждет в каждом из центров, а вы послушайте и сделайте свой выбор.
Предоставление информации о материалах в центрах активности.
Воспитатель:
1. На станции «Первооткрывателей» (Центр литературы) вас ждут интересные познавательные задания. В этом центре вы попробуйте поработать менеджерами по рекламе, вы будете создавать рекламные буклеты о нашем городе. В этом центре вам помогать буду я.
2. На станции «Размышляй-ка» (Центр математики) нужно прочитать письмо, его передал мне наш друг Югорка (в конверте письмо и фотография). «Дорогие дети! Пишет вам Югорка. Приглашаю на математическую прогулку, где вас ожидают испытания. Если пройдете все испытания, вы узнаете, что изображено на фотографии. Решайте! Желаю удачи! Югорка». В этом центре вам будет помогать Татьяна Анатольевна.
3. На станции «Исследователи»? (Центр науки и экспериментирования) вы попробуйте побывать в роли лаборантов, будете проводить опыты с нефтью. А помогать вам будет Людмила Павловна.
4. На станции «Знаки – символы» (Центр искусств) вы будете работать с символами. На этой станции вас ждет Альфия Закариевна (педагог-психолог).
5. На станции «Строительная» (Центр конструирования) вы станете настоящими архитекторами и строителями. Там вас ждут чертежи, схемы, планы зданий.
Если вы уже определились с центрами активности, мы отправляемся в путь:
Физкультминутка: под фонограмму «Паровоз Букашка»
Дети расходятся по центрам активности
Работа на станциях (Центры активности детей).
Станция «Первооткрывателей» (Центр литературы и грамотности). Изготовление буклетов (парная работа). Звуковой анализ слова (индивидуальная работа). Работу на станции проводит воспитатель Арсентьева Светлана Леонидовна.
Цель: Познакомить с понятиями «Буклет», «Реклама», «Турист», изготовить буклеты на основе предложенных картин, сделать звуковой анализ слов «город», «Урай», «буклет». Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им, умение ориентироваться в городе; обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях; развивать связную речь.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями города : Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы люди из других городов захотели приехать посмотреть на наш город. Правильно, надо рассказать про наш город. А помогут нам в этом буклеты- согнутые в два или более раз листы бумаги, на обеих сторонах которых размещены текстовая и/или графическая информация.
Работа парами: дети создают буклеты, используя предложенные картины местных достопримечательностей и рассказывают про них.
Станции «Размышляй-ка» (Центр математики) Выполнение математических заданий, предложенных Югоркой (индивидуальная работа). Раскрасить картину «Парк аттракционов» (групповая работа). Работу на станции проводит воспитатель Середенина Татьяна Анатольевна.
Цель: Закрепить счет до 10, умение ориентироваться на листе в клетку, развитие умений детей раскрашивать рисунок в соответствии с цифрой,
Воспитатель читает детям письмо Югорки: «Дорогие дети! Пишет вам Югорка. Приглашаю на математическую прогулку, где вас ожидают испытания. Если пройдете все испытания, вы узнаете, что изображено на фотографии. Решайте! Желаю удачи! Югорка».
-Провести математическую разминку:
• разложить цифры по порядку от 1 до10,
• разложить цифры в обратном порядке от10 до1;
• назвать соседей числа
• назвать предыдущее число, последующее число
-Дидактическая игра «Раскрась картину по номерам»- детям раздаются разноцветные карточки, на которых примеры на сложение и вычитание в пределах 10. Каждое число- определенный цвет. Дети раскрашивают картину.
-Как мы доберемся до парка аттракционов? Надо проложить маршрут. Выполнение графического диктанта.
Станция «Исследователи» (Центр науки и экспериментирования). Опыты с нефтью. Работа в паре. Работу в центре проводит Ширяева Людмила Павловна
Цель: познакомить со свойствами нефти; развивать исследовательские способности детей.
Дети вспоминают правила поведения в лаборатории (не шуметь, аккуратно обращаться с пробирками; внимательно слушать взрослого; следить за результатом; закончив наблюдение, сделать вывод и зарисовать в дневник наблюдения).
Сотрудники лаборатории надевают фартуки, шапочки и приступают к опытам.
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость и сделать вывод: нефть желто-коричневого цвета.
Опыт 2. Прозрачность.
Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.
Опыт 3. Запах.
Предложить детям понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Выяснить, какие ассоциации возникают у детей. Вывод: нефть имеет запах.
Опыт 4. Текучесть.
Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти). Вывод: нефть – жидкая.
Опыт 5. Маслянистость.
Дети растирают между пальцами одной руки воду, а между пальцами другой руки нефть. Высказывают свои ощущения при растирании. Вывод: вода высыхает, а нефть гладкая, скользкая, маслянистая.
Опыт 6. Смешиваемость и растворяемость.
В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать детские предположения: что будет с нефтью, если ее налить в воду. Проверить. Сделать вывод, что нефть легче воды, не тонет, по воде расплываются пятна, потому что она маслянистая, не растворяется в воде. Вывод: нефть не смешивается и не растворяется.
Опыт 7. Птицы и нефть.
Подбросить перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание детей на то, как оно быстро падает вниз. Объяснить, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.
После выполнения опытов, дети рассказывают о проделанной работе и делают вывод.
Станция «Знаки – символы» (Центр искусства).Изготовление символов города разными техниками. Индивидуальная работа. Работу на станции проводит педагог-психолог Альфия Закариевна Молодницкая.
Цель:развивать наблюдательность;совершенствовать связную речь;развивать творческие способности детей.
Детям предлагаются картины символы – герб России, герб города Урая. Педагог спрашивает детей, что изображено на картинах и предлагает выбрать герб города. Педагог вместе с детьми рассматривает детально, что изображено на гербе города и что это обозначает.
После проведенной предварительной работы (в группе и дома с родителями) дети самостоятельно могут дать описание герба: «В пересечении синего и зеленого поля расположена серебряная ель с двумя стволами, которая завершается головой и крыльями птицы с прямыми лучами. На фоне ели большая черная капля, поверх которой малая серебряная капля, смещенная влево. Голова птицы обращена влево от зрителя».
Так же дети самостоятельно на выбор рассказывают о символике герба, о легенде, или о цветах герба. Символика герба: в центре – символ мифологической птицы «Халев» или «Сури» (чайки). В раскрытых крыльях птицы просматриваются оленьи рога и лучи солнца. Хвост мифологической птицы контуром напоминает древнее жилище местных селений.
По легенде птица «Халев» или «Сури» – один из духов-покровителей и охранителей мансийских селений. Она постоянно сопровождает человека и всегда держится неподалеку от его жилья. Поэтому в изображении этой птицы местные жители и по сей день вкладывают магическое значение.
Цвета герба: серебро символизирует чистоту, благородство и надежду. Голубой цвет соответствует небу, воздуху. Это символ красоты, величия, чести и добродетели. Зеленый цвет соответствует траве, растительности и олицетворяет надежду, изобилие и свободу. Черный цвет – это земля, символ благоразумия и мудрости. В данном случае символизирует основное богатство недр Урайской земли – нефть, с добычей которой связан почетный труд нефтяников, ставших основателями города.
Далее внимание детей обращается на картину, где изображен флаг России.
После обсуждения о символах России, ребятам предлагается создать на выбор флаг города Урай или России своими руками разными техниками (аппликация, отрывная аппликация, лепка).В центре искусства на столах для этого приготовлены все заготовки и материалы.
Дети,желающие изготовить флаг путем аппликации могут обсудить совместно с педагогом план действий.
Станция «Строительная» (Центр конструирования). Конструирование из деревянного конструктора одного из спортивных комплексов города Урай по выбору детей. Подгрупповая работа. Работу в центре проводит Шигапова Вера Ивановна.
Цель: Совершенствовать навыки конструктивной деятельности; развивать творческие способности детей.
Вместе с педагогом дети рассматривают фотографии спортивных комплексов города Урай, изображенных в разных проекциях – вид спереди, вид сбоку, вид сверху. Педагог сообщает, что в городе проводятся различные мероприятия, в том числе и спортивные соревнования. Дети рассуждают, договариваются, какой комплекс будут сооружатьиз конструктора.
Построение спортивного комплекса направлено на развитие умственных способностей и конструктивных навыков детей, развитие способностей детей к наглядному моделированию. Работа направленна на совместную деятельность детей. Созданы условия для полноценного естественного общения между детьми при совместной игре.
Итоговый сбор.
Цель: подвести итоги совместной деятельности детей и взрослых по данной теме.
Воспитатель звонит в колокольчик.
Под фонограмму «Паровоз Букашка» дети собираются в круг на ковре.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где проходило наше путешествие? (Ответы детей, каждая команда рассказывает о проделанной работе, что дети узнали нового, что изготовили, что построили).
Рефлексия:
Игра «Пожелания»
Цель: учить детей дружелюбию, взаимопониманию и поддержке.
Воспитатель: А сейчас мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье,
Мы подарим пожеланья.
Воспитатель: Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания! Ребята, все Центры будут открыты в течение сегодняшнего дня. Кого заинтересовала работа в Центре, который вы не посещали сегодня, можете посетить его и сделать то, что вам интересно. Спасибо за ваш труд! Наш Югорка приготовил вам сюрпризы (детям раздаются раскраски с достопримечательностями города Урай).
Список источников
1. Виноградова Л. С., Карунова Л. А., Мальцева Н. В., Юдина Е. Г., Бодрова Е. В. Югорский трамплин: программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка. – М., Издательство «Алекс», 2010.
2. .Виноградова Л. С., Карунова Л. А., Мальцева Н. В., Юдина Е. Г., Бодрова Е. В. Работа по программе дошкольного образования «Югорский трамплин», ориентированной на ребенка. Методическое руководство для воспитателей. – Ханты-Мансийск – Москва, 2010.
3. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М:ТЦ Сфера, 2007
4. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. –– М. : Просвещение, 1977
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») : учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2015. – 216 с., перераб и доп.
6. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 4 (1-2) / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : Ювента, 2014. – 320 с. : ил.