Ольга Косцова
Конспект совместной интегрированной познавательно-продуктивной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ярмарка посуды».
Программное содержание.
Цель: Уточнить и расширить знания детей о видах посуды (кухонная, столовая, чайная, о назначении посуды, деталях, о материале, из которого сделана посуда. Закрепить представление об особенностях народного промысла «гжель».
1. Коррекционно-развивающие.
Развивать наблюдательность, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание и восприятие, мышление, память, фонематический слух, общую и мелкую моторику.
2. Образовательные.
Публикация «Конспект совместной интегрированной познавательно-продуктивной деятельности с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Закрепить знаний детей о временах года, о зимних месяцах, о днях недели, о частях суток. Закрепление навыка количественного счета. Закрепить навык сравнения множеств предметов и уравнивания их путем добавления предметов. Закрепить навык определения первого звука в словах и соотнесения с соответствующей буквой. Закрепить знания детей о росписях народного творчества (гжель, хохлома). Учить детей составлять узор на основе простых гжельских орнаментов (точки, капельки). Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, рисования кончиком кисточки.
3. Воспитательные.
Воспитывать уважение к труду людей, учить бережно относиться к посуде. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи. Воспитывать положительную установку на участие в совместной образовательной деятельности. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству и творчеству.
Словарная работа. Активизировать словарь по данной теме. Закрепить навык согласования существительных с прилагательными и существительных с числительными. Закрепление в словаре детей слова «роспись».
Оборудование:
Предметные картинки с изображением посуды, мольберт, плоские изображения чашечек и блюдец, различные буквы, «чудесный мешочек». Выставка посуды (гжель, хохлома). Две разрезные картинки (чайники в росписи гжель). Схемы, иллюстрации росписи по мотивам росписи «гжель». Силуэт - заготовка на белой бумаге - чайник. Кисть - №2, гуашь (синяя и белая, палитра, вода, салфетки.
Музыкальный фон: мелодия «Ярмарка», «Зимняя фантазия».
Предварительная работа: Знакомство с видами посуды, с деталями посуды, с материалом, из которого сделана посуда. Знакомство с промыслом «гжель» и «хохлома». Беседы, рассматривание альбомов, книг, игрушек. Способы и приёмы смешивания краски на палитре.
Ход совместной непосредственной образовательной деятельности.
Учитель – дефектолог приглашает детей в музыкальный зал.
Учитель – дефектолог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на ярмарку посуды. Но на пути у нас будут препятствия- задания, которые мы должны с вами выполнить. Вы готовы отправиться в путь? (Ответы детей).
Учитель – дефектолог: И вот первое задание. Мы с вами должны вспомнить наш с вами календарь.
Д/и «Наш календарь».
Учитель – дефектолог с детьми повторяет время года, месяц, день недели, время суток.
Учитель – дефектолог: Молодцы, легко справились с первым заданием. И на пути у нас следующее задание.
На мольберте предметные картинки с изображением различной посуды.
Учитель – дефектолог: Посмотрите на мольберт и скажите дети, что вы здесь видите? (Ответы детей).
Учитель – дефектолог: Ребята, что вы видите на картинках? (Ответы детей). Как, одним словом можно назвать все эти предметы?
Дети: Посуда.
Учитель – дефектолог: А зачем нам с вами необходима посуда? (Ответы детей). Всю эту посуду можно разделить на три группы: чайная, кухонная, столовая посуда. Если мы гостей позовем на чай, посуда какого вида нам понадобится?
Дети: Чайная посуда.
Учитель – дефектолог: Назовите чайную посуду.
Дети: Чашка, блюдце, чайник, сахарница.
Учитель – дефектолог: Если гости придут на обед, посуда какого вида нам необходима?
Дети: Столовую посуду.
Учитель – дефектолог: Назовите столовую посуду.
Дети: Хлебница, тарелка, вилка, ложка, нож.
Учитель – дефектолог: Когда мама на кухне готовит обед, посуду какого вида она использует?
Дети: Кухонной посудой.
Учитель – дефектолог: Какая посуда относится к кухонной?
Дети: Кастрюля, сковорода.
Учитель – дефектолог: Молодцы, и с эти заданием вы справились. А сейчас ребята я прошу вас присесть на стульчики.
Дети садятся на стулья. На мольберте неравное количество плоских изображений чашек и блюдец. (Шесть чашек, семь блюдец).
Учитель – дефектолог: Ребята, что вы видите на мольберте? Сколько чашек? Сколько блюдец? Чего больше, меньше? (Ответы детей). Что нужно сделать, чтобы чашек и блюдец стало поровну?
Дети: Добавить чашку или убрать блюдце.
Учитель – дефектолог: Сколько чашек необходимо добавить?
Дети: Одну чашку.
Учитель – дефектолог добавляет одну чашку.
Учитель – дефектолог: Сколько чашек? Сколько блюдец? (Ответы детей). Теперь чашек и блюдец стало (поровну). По сколько?
Дети: По семь.
Учитель-дефектолог: Как получилось число семь?
Дети: шесть и одна – семь.
Учитель – дефектолог: Замечательно, с легкость выполнили это задание. И пора нам с вами немного отдохнуть. Давайте встанем и выполним физкультминутку.
Учитель – дефектолог вместе с детьми выполняет физкультминутку.
Физкультминутка.
«Вот большой пузатый чайник,
Очень важный, как начальник.
(Руки в стороны, на пояс)
Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие, бедняжки,
(Дети приседают)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(Дети кружатся вокруг себя)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Руки вверх, на носочки)
Вот пластмассовый поднос,
(Руки по швам)
Он посуду нам принес».
(Дети вытягивают руки вперед).
Учитель – дефектолог: Отдохнули, молодцы. А сейчас ребята подойдите ко мне. Посмотрите, у меня есть «чудесный мешочек» и в нем лежат картинки. Каждый из вас по очереди достанет по одной картинке и назовет, что на ней изображено и определит какой первый звук в названии предмета.
Дети по очереди достают картинки, определяют первый звук и находят на мольберте соответствующую букву.
Учитель – дефектолог: И это задание выполнили. Ребята, а вы слышите музыку? (Ответы детей).
Музыкальный фон.
Воспитатель: К нам на ярмарку спешите и друзей своих зовите! Это ярмарка посуды не простая, а посвященная народному промыслу. А кто мне скажет, что такое народный промысел? (ответы детей: это предметы сделанные руками людей). А вы знаете, что на ярмарку мастера везут свою посуду из разных уголков нашей страны. Эти работы сделаны мастерами, народными умельцами. Обратите внимание на столы, перед нами посуда народных мастеров. Давайте подойдём к первому столу, как вы думаете какая это роспись?
Дети: Хохлома.
Учитель – дефектолог: Да ребята - эта посуда привезена к нам из Нижегородской области, село Хохлома, которое стоит на великой реке Волге. Давайте вспомним, из чего сделана эта посуда? (Ответы детей). Какой обычно узор рисуют мастера? (Ответы детей). А какие цвета используют художники?
Дети: 4 цвета – желтый, красный, черный, зеленый.
Учитель – дефектолог: Молодцы. Подойдём к следующему столу. А здесь ребята, какая роспись на посуде?
Дети: Гжель.
Учитель – дефектолог: Эту посуду привезли из посёлка Гжель, который находится не далеко от Москвы. Скажите, из чего сделана эта посуда?
Дети: Из глины.
Учитель – дефектолог: Какие элементы используют гжельские мастера при росписи посуды?
Дети: Капельки, сеточки, полосочки, цветы.
Учитель – дефектолог: Почему, работы гжельских мастеров напоминает нам о зиме? (Ответы детей). Правильно, молодцы. Вы знаете ребят, а я тоже принесла вам картинки, на которых изображена посуда, но все детали этих картинок перепутались между собой. Соберите детали, чтобы получились две целые картинки.
На подносе лежат разрезанные картинки. Дети собирают детали картинок.
Учитель – дефектолог: Вот и собрали вы картинку, что у вас получилось?
Дети: Чайники.
Учитель – дефектолог: А какая это роспись?
Дети: Гжель.
Учитель – дефектолог: Ребята, я вам предлагаю превратиться в искусных мастеров, и расписать вот эти замечательные чайники по мотивам гжельской росписи.
Садитесь, на свои рабочие места. Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета есть?
Дети: Нет.
Учитель – дефектолог: Правильно, а кто мне скажет, как получить голубую краску? (Ответы детей). На мольберте вы видите изображение гжельской посуды, обратите внимание на узоры. Можно использовать, такие же узоры в ваших работах. Как мы будем рисовать узоры гжель? (Ответы детей). А сейчас разогреем наши пальчики, приготовим их к работе, выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
«Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
(Одна ладонь скользит по другой.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
(Загибаем пальчики начиная с большого.)
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли:
(Одна ладонь скользит над другой.)
Только чашку мы разбили,
(Загибаем пальчики начиная с большого.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложки мы чуть - чуть сломали,
Так мы маме помогали».
Учитель – дефектолог: Не спешите, помните пословицу, которую придумал русский народ о тех, кто спешит: «Поспешишь - людей насмешишь».
Под музыкальное сопровождение «Зимняя фантазия» дети начинают рисовать.
(В процессе самостоятельной работы, учитель – дефектолог предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь).
Учитель – дефектолог: Молодцы, какая красивая роспись гжель у вас получилась на чайниках. Я вам предлагают добавить свои работы на ярмарку. А так как вы хорошо трудились, и мы находимся на ярмарке, предлагаю поиграть.
Учитель – дефектолог, воспитатель и дети встают в круг. Педагог держит в руках ленту. Дети повторяют за педагогом слова:
«Вышел (а) (имя) прогулять,
Стал (а)подружку (друга)выбирать,
Стал (а)подружку (друга)выбирать,
Кому ленту передать
Поклонись, поклонись
Да за ленточку возьмись!
Мы считаем раз, два, три –
Ну-ка, ленту забери!»
Двое детей бегут в разные стороны, оббегают круг и забирают ленту.
Учитель-дефектолог: Спасибо ребята за вашу работу! Вы умеете быть трудолюбивыми настоящими мастерами.