Наталья Таскаева
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по краеведению ХМАО — Югры «Поможем Олененку найти дом»
▼ Скачать +Заказ
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Поможем Олененку найти дом»
Задачи:
Вызывать у детей чувство гордости за свой край, пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю.
Расширять и обогащать представления детей о родном крае : жизни и быте коренного населения Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры.
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по краеведению ХМАО — Югры „Поможем Олененку найти дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Олень. Детям про оленей
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Развивать приобретённые умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края; чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме.
Ход занятия:
Дети играют, вдруг слышат звук «плачущего олененка».
- Ребята, а кто это, плачет? Пойдемте, посмотрим. (Дети находят Олененка) Кто это? (Олененок). Как вы думаете, как он тут оказался? А, где он живет? В нашем северном крае живет народ Ханты, который разводит оленей. Наверное, этот олененок заблудился, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу. Поможем Олененку вернуться домой? А, как же нам узнать, где он живет? (Посмотреть в интернете, энциклопедии).
- Коренными жителями являются народы ханты и манси. Основные занятия Хантов – оленеводство, рыболовство и охота. Поселение Хантов называется стойбище. (Картинка с изображением стойбища) Кто-нибудь знает, как называется дом Хантов и Манси? Чум. (Картинка с изображением чума)
- Хотите узнать, почему они живут в чуме? Ханты часто кочуют, переезжают с места на места вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место, а потом установить. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нём разводят костер, а зимой устанавливают железную печку. Вокруг листа укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут коврики, которые ханты и манси плетут из веток ивы.
- Давайте соберем чум Хантов.
Дидактическая игра «Разрезные картинки: чум».
А вы знаете, что Ханты держат в стадах оленей, за ними присматривает пастух-оленевод.
В непроходимой тайге, бескрайней тундре домашние олени стали надежным транспортом. Без них не могут обойтись ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени на санях возят по бескрайней тундре людей и грузы.
Олень на севере кормит людей, обувает и одевает. Одежда и обувь из оленьих шкур теплая, красивая, легкая (показ картин).
Оказывается, олени у ханты – очень полезные животные. Он заменяет им лошадь и машину, даёт мясо, ханты утепляют свой чум оленьими шкурами.
Наверное, наш олененок оттуда.
А как мы можем до них добраться? На чем?
Подвижная игра «Самолет».
- Вот мы с вами и прилетели на поле. Ой, смотрите, здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки).И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей) Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище ханты. Как вы думаете, если мы пройдем по следам, мы придём к дому Олененка?
(Дети по следам пришли к макету «Чум и стойбище оленей»).
На встречу к детям выходит Хантыйка в костюме северных народов. Благодарит детей, за то, что они нашли и помогли привести олененка домой.
Олененок устал и проголодался, Хантыйка предлагает детям покормить Олененка. (Различными частями растений, в том числе корой, листьями, травами, почками, ветвями и ягелем).
(Дети выбирают картинки и вешают их на доску)
Хантыйка предлагает поиграть с детьми в их национальную игру:
Игра «Хейро» (Солнце)
(Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
- Нам пора возвращаться, а обратно мы с вами поедем на оленях.
Дети встают парами, один в обруч (упряжку, второй держится за обруч. (Под музыку возвращаются домой)
-Но вот мы и приехали в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали? Что видели? Кому помогли? Зачем местные жители держат оленей?
Воспитатель предлагает сделать с детьми аппликацию «Что мы увидели в поселении Хантов». (Чум, олень, снег, елки)