Оксана Мишина
Конспект совместной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Необычные свойства лимона»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности по экспериментированию в старшей группе "Необычные свойства лимона».
Цель: расширить представления детей о лимоне и его свойствах.
Задачи:
1. Формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;
2. Развивать умение рассуждать, делать выводы.
3. Формировать навыки самоконтроля.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Материалы: блюдо с лимоном, накрытое тканью, стакан с черным чаем, сок лимона, ватный диск, йод, пипетка, яблоко, стакан воды, лимонная кислота, пищевая сода, нож.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель вносит в группу блюдо, накрытое тканью, на котором лежит целый лимон.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас сюрприз. Под этой тканью находится нечто такое, что очень пригодится нам для работы. Попробуйте определить, что это по опорным словам-подсказкам. Он – брат апельсина, заклятый враг простуды, принц из знаменитой детской сказки. Угадали? (Ответы детей) Воспитатель: Давайте снимем ткань и проверим, правы ли вы. Правильно, речь шла о лимоне. Персонажем какой сказки является лимон? («Приключения Чиполлино» Джанни Родари)
Что вы можете добавить к характеристике лимона? (Это - фрукт. Он кислый, сочный, жёлтого цвета, овальной формы. Фрукт съедобен, в нём много витамина С. Лимон полезен для здоровья).
Молодцы, всё верно. Остается добавить, что лимон относится к роду цитрусовых. Это род вечнозелёных растений, в который входят апельсины, мандарины, грейпфруты, лимоны и другие. Все они обладают сильным ароматом, имеют жёлтый или оранжевый цвет, корку, которую обычно в пищу не употребляют. А сама мякоть состоит как бы из маленьких мешочков, заполненных соком.
То, что лимон полезен для здоровья, знают все. Но далеко не каждый знает о том, что лимон проявляет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами. Подтвердим это опытным путём. Для этого нам понадобится сок лимона. Я надрежу лимон и выжму его сок в мисочку.
У меня есть информация, что лимон осветляет красители. Проверим это.
Опыт № 1 «Лимон – осветлитель»
-стакан с черным чаем
-сок лимона
Добавим сок лимона в крепко заваренный чёрный чай. Что произошло? (чай посветлел). Это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает его кислым, в результате чего чай и становится светлым. Чем лимон кислее, тем лучше он проявляет свои обесцвечивающие свойства.
Вывод: В чае содержатся красители, которые окрашивают горячую воду, а лимонная кислота ее осветляет.
Если лимон осветляет красители, значит, он может вывести пятна? Давайте проверим.
Опыт №2. «Лимон – пятновыводитель»
- Ватный диск
- Йод
- Сок лимона
- Пипетка
Капнем на ватный диск несколько капель йода, а затем добавим сверху лимонный сок. Что произошло? (Пятно исчезло)
Вывод: В данном случае лимон помог вывести пятно. Лимон нейтрализовал йод. Произошла химическая реакция. Пятно стало бесцветным. Таким способом можно вывести пятна с одежды.
Опыт №3 «Дружба яблока с лимоном»
-Яблоко
-Сок лимона
Разделим яблоко на 2 части. Выдавим сок лимона на 1 часть яблока, вторая половинка остается без сока лимона. Оставим наше яблоко на некоторое время, затем понаблюдаем за изменениями.
А пока выясним, как поведет себя лимон при взаимодействии с содой.
Опыт № 4 «Кипящая холодная вода».
-Стакан с водой
-Лимонная кислота
-Пищевая сода
Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела? (Чайник нужно нагреть.) Сок лимона может помочь даже холодной воде закипеть. Посмотрим, как это происходит. Но вместо сока лимона воспользуемся порошком лимонной кислоты. Она продается в магазинах и является химическим веществом, искусственно созданным человеком. Это белые кристаллики кислые, без запаха. Лимонная кислота очень концентрированная, насыщенная.
Возьмите стакан с обыкновенной водой. Добавьте половину чайной ложки лимонной кислоты, размешайте ложечкой. Как вы думаете, какой стала вода по вкусу? (Кислой.) Теперь возьмите щепотку пищевой соды и бросьте в стакан. Что происходит? (Вода кипит.) Потрогайте посуду с водой. Какая она? (Она холодная.) На самом деле вода остаётся холодной, создаётся только видимость кипения.
Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.
Воспитатель: Давайте вернемся к половинкам нашего яблока и посмотрим, что же произошло с ними. Половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой. Обработанная половинка осталась такой же свежей.
Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали о лимоне много нового. Как мы увидели, лимон обладает необычными свойствами, а опыты с лимоном очень интересны. Давайте нарисуем схемы проведенных нами опытов.