Татьяна Смирнова
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Профессия сыродел» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема совместной деятельности: «Профессия сыродел»
Цель: расширение и углубление знаний детей о труде сыродела, производстве сыра и полезных свойствах.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект совместной деятельности по познавательному развитию „Профессия сыродел“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- формировать у детей представление о происхождении сыра;
- расширять знания детей о профессии сыродел: этапы производства сыра, спецодежда, профессиональные ткачества, разновидности Мантуровских сыров.
- закреплять представления о полезных свойствах сыра;
Развивающие:
- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, закреплять умение работать в паре, развивать наблюдательность, логическое мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду людей, производящих сыр и другие молочные продукты; - формировать бережное отношение к продуктам питания.
Интегрируемые образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности,лежащие в основе совместной деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, исследовательская, двигательная.
Форма организации детей: подгрупповая, в паре.
Дидактические материалы и оборудование: костюмы домашних животных, декорации (двор, стол, кусочек сыра (из поролона, карта Костромской области.
Раздаточный материал: картинки с изображением спецодежды, этапами производства, ассортиментом Мантуровских сыров; конверты с образцами тканей, пипетки, стаканы с водой, лотки, схемы опытов, фартуки.
Предварительная работа: просмотр презентации «Профессия сыродел», чтение художественной литературы: венгерской сказки Я. Бжехва «Дырки в сыре», легенды о происхождении сыра, венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка», словесная игра «Кто больше назовёт действий», разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки, подготовка атрибутов к драматизации.
Планируемый результат: у детей сформированы представления о профессии сыродел.
Ход
Драматизация «Дырки в сыре» Я. Бжехва
Домашние животные спят. Звучит тихая спокойная музыка.
Просыпается Петух и кричит: «Кука-реку!»
Просыпается девочка- хозяйка. Хлопочет по-дому.
Петух снова кричит: «Кука-реку!» Домашние животные просыпаются.
Исполняется танец и песня.
Девочка кормит домашних животных. Убегает по своим дальнейшим
делам, роняя сыр.
Кот потягивается
- Скажите,
Кто испортил сыр?
Собака
- Кто в нём наделал столько дыр?
Свинья
- Во всяком случае, не я!
Гусь:
-Загадочно! А га-гадать я не берусь!
Козел
-Бе-езумно трудная задача!
Всё непонятно, всё туманно-
Спросите лучше у Барана!
Баран:
- Не зна-аю!
Собака
- Всё зло - от кошек!
- Как дважды два – четыре, от них и дырки в сыре!
Кот (сердито)
- Кто точит дырки? Ясно - мыши!
Влетает ворона.
Воспитатель:
-Но вот Ворону Бог принёс,
Все звери :
- Ура!
Кот
-Она решит вопрос,
Ведь, как известно
У неё
На сыр особое чутьё!
Воспитатель:
И вот поручено Вороне
Проверить дело всесторонне.
Ворона ест сыр
Воспитатель:
- Спеша раскрыть загадку дыр,
Ворона углубилась в сыр
Собака
- Смотрите, дырки шире, шире, шире!
Все звери:
- А где же сыр?
Ворона
- Забудьте о сыре!
Все звери:
- Разбой! Грабёж! Разор! Позор!
Ворона (оскорблённо)
- Ну это, знаете, придирки!
Вас интересовали дырки?
Так в чём же дело?
Сыр я съела,
А дырки все остались целы!
Девочка:
-На этом был окончен спор.
И по тому-то до сих пор,
Увы,
Никто не знает в мире,
Откуда всё же дырки в сыре!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто делает сыр?
-Ребята, посмотрите на эту карту (показывает карту Костромской области, как вы думаете, что на этой карте отмечено красными значками?
Дети: в этих городах изготавливают сыр
Воспитатель: Буй, Сусанино, Кострома, Островское, Макарьев, Боговарово и, конечно же, Мантурово.
Воспитатель: Какое оборудование помогает сыроделу в его нелёгком труде?
-На столе лежат картинки. Выложите их по порядку и назовите, какие трудовые действия выполняет сыродел, чтобы получился вкусный и качественный сыр.
1. Сливает молоко в приемные ванны.
2. Сливает часть сыворотки из сырных ванн.
3. Разрезает сырную массу на сырное зерно.
4. Раскладывает сырную массу по формам, ставит дату изготовления.
5. Перемещает (или транспортирует) формы с сыром к прессам
6. Солит сыр в солильном помещении.
7. Моет, просушивает, кладёт на полки для созревания сыров.
8. Взвешивает, упаковывает, подготавливает к отгрузке.
Дети выкладывают картинки по порядку и называют
Пальчиковая гимнастика «Молочные продукты»
Коровы на ферме дают молоко. (Показать рога).
Отвозят его на завод далеко. (Имитация кручения руля).
И делают творог, сметану и йогурт, (Загибать пальцы, перечисляя продукты).
И делают ряженку, масло, кефир,
И простоквашу, и брынзу, и сливки,
И вкусный, полезный, весь в дырочках сыр.
-Как вы думаете, что нужно сыроделу для работы?
-Возьмите конверты со спецодеждой и отберите только ту, которая, по вашему мнению, нужна сыроделу.
- Почему именно такая специальная одежда нужна сыроделам?
Экспериментирование с тканью
Воспитатель: Предлагаю вам подобрать материал для специальной одежды сыродела. Для этого мы возьмём образцы нескольких тканей и проведём с ними опыты. Цель: сравнить качества различных тканей и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Материал: кусочки ткани (вельвет, бархат, сатин, клеёнка, ванночки, ёмкости с водой, пипетка, алгоритм деятельности.
Ход: Дети рассматривают разные виды тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: попытаться разорвать пополам -> набрать в пипетку воды, и капнуть на каждый образец ткани, определить скорость намокания - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Вывод: ткань используют для спецодежды в зависимости от прочности и скорости намокания.
Воспитатель: Раньше людей, делающих сыр, считали волшебниками, так как его приготовление требовало знания многих «секретов» производства. А вы как думаете, каким должен быть сыродел?
Дети: Сыродел должен быть аккуратным, терпеливым, строго соблюдать гигиенические нормы, физически сильным, с хорошей памятью, стремиться учиться и быть готовым узнавать новое.
Воспитатель: На столе разложены листочки. На каждом листочке надо написать качество, которое необходимо человеку, который работает сыроделом. Что бы ты написал? (ответы детей)
-Да к тому же в сыр, как и в любой творческий процесс, нужно вложить душу, потому что все, что делается с душой, получается намного лучше. Кроме того профессиональный сыродел является отчасти химиком, физиком, творческой личностью.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре (шагают на месте)
Я считаю дыры в сыре (показывают рукой)
Если в сыре много дыр, (круговое движение руками)
Значит вкусным будет сыр (гладят живот).
Если в нём одна дыра, (делают кольцо из рук)
Значит вкусным был вчера (гладят живот).
Воспитатель: Посмотрите, сколько сыров произвели сыроделы на Мантуровском сырзаводе. А вы знаете названия сыров, производимых в Мантурове. Возьмите по одному сыру, скажите, как он называется и почему он так называется.
Дети называют сорта сыров: «Пошехонский», «Чеддер», «Гауда», «Тильзитер», «Костромской», «Золотое кольцо», «Голландский». Воспитатель рассказывает откуда произошло название того или иного сыра.
Пошехонский – так называли завод, на котором впервые изготавливали этот сыр.
Золотое кольцо - сыр, сваренный в городе Мантурово, получил название в честь гордости центра России - популярного туристического маршрута -"Золотое кольцо".
Голландский – впервые солить сыр придумали в Голландии для того, чтобы он дольше хранился.
Чеддер – назван в честь английской деревни Чеддер, где он был впервые произведён.
Тильзитер – производство было начато в городе Тильзит.
Гауда – голландский город Гауда, где продавался сыр много веков.
Воспитатель: Как вы думаете, почему производят столько сыра, в чём его польза для людей, а особенно для детей?
Дети: Польза сыров для здоровья детей заключается в большом количестве белка в нем — а ведь это источник энергии и основной «строительный материал» для клеток и тканей в организме.
Воспитатель: Как бы вы прорекламировали наш сыр?
Дети: Больше сыра — меньше слов!
Кусочек сыра на каждого!
Кострома — сырная голова!
Хочешь попасть в сырный рай — Приезжай в Костромской край!
Кто жить не может без сыров, то будет счастлив и здоров!
Не проворонь свой сыр!
Мы знаем, где найти хороший сыр!
Сыры разные – сыры разнообразные!
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы стать сыроделом и почему?
Дети: Да.
Дети продолжают предложение «Я бы хотел (а) стать сыроделом, потому что…»