Дина Савинова
Конспект совместной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей с ТНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: «Такие разные дома»
Возрастная группа : подготовительная
Форма НОД: Познавательно - исследовательская деятельность путешествие по «реке времени»
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая
Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н. А. Коротковой, Программа «Успех»
Средства:
наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал
Публикация «Конспект совместной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей с ТНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
мультимедийные: компьютерная презентация
музыкальные: звуковые эффекты
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
1. Подвести детей к пониманию необходимости иметь дом каждому, зависимости жилища человека от условий его жизни и деятельности.
2. На примере моделей разных жилищ показать детям эволюцию жилища человека, его изменение во времени.
3. Способствовать развитию социальных навыков: умение работать в группе, учитывать мнение партнера
4. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.
1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
2. Поощрять умение использовать в речи сложные слова:
- относительные прилагательные – Диму, Алену, Леву.
- Существительные родительного падежа множественного числа в игре «Как дом родился?» - Настю, Мишу, Илью.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
I. Обсуждение реального события - Ребята, у меня есть для вас загадка.
- Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы.
(Ответы детей :дом). Педагог приветствует детей.
Ведет диалог с детьми
Загадывает загадку Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания Дети свободно располагаются в группе.
Заинтересованные дети присоединяются
Отвечают на вопросы педагога
Отгадывают загадку Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность
II. Постановка целей исследования - Ребята, как вы думаете, для чего нужны дома?
Ответы детей.
- Правильно, во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту.
Педагог создает проблемную ситуацию Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ. Обогащение словаря по теме «Дом»
Проявление готовности к совместной деятельности;
Проявление интереса к предстоящей деятельности.
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала - Ребята, я хочу пригласить вас в прошлое. Где мы сможем узнать, как жили люди в древности и в старину.
Располагаются у экрана (1 слайд)
- В древности, люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных.
Ответы детей.
-Шло время (2 слайд, люди строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы улучшить свое жилье. (3 слайд)
- Сначала они научились строить шалаши.
- Как вы думаете, удобно жить в шалаше?
Ответы детей.
- Поэтому человек придумал дом. Какой? (4 слайд)
- В нем можно печку топить (зачем, и окна сделать… (для чего, и дверь. (зачем). (5 слайд)
- В таком доме стало тепло и уютно жить. Почему?
Ответы детей.
-Если деревянный дом удобный, зачем люди придумали большие дома из кирпича или блоков? (6 слайд)
Ответы детей.
- Правильно, в низком деревянном доме живет мало людей, а в высотном кирпичном – много.
- А почему в деревнях не строят такие большие дома? - в деревне намного меньше людей, чем в городе.
- Предлагаю поиграть в игру «Дома бывают» - поиск соответствующего понятия.
для людей. жилой дом,
для машин. гараж,
для собак -. конура, будка,
для коней. конюшня,
для свиней -. свинарник,
для коров -. коровник,
для птиц. гнездо, скворечник,
для кур. курятник,
для лисы — нора,
для волка -. логово,
для медведя – берлога. (7 - 9 слайды)
Ответы детей.
- У каждого есть свой дом и построены они из разных материалов.
- Что же заставляет людей строить дома из разных материалов?
- Это зависит от климата. В холодных районах строят такие дома. (10 слайд)
В таких домах людям тепло и уютно, даже в очень сильные морозы они не промерзают и спасают людей от холода.
-В жарких районах дома выглядят по – другому.
(11 слайд)
- Эти дома легкие, хорошо проветриваемые, как воздушные.
-Жилища человека зависят от образа жизни. (12 слайд)
Это юрта – дом северных пастухов. При переезде такой дом легко разобрать и построить снова на новом месте.
- Во все времена люди старались сделать свой дом каким?
Ответы детей.
Речевая игра «Как дом родился?»
- Однажды на улице родился домик и стал расти. (Дети сидят на корточках, руки сложены «крышей» над головой).
- Сначала это был одноэтажный… домишко. (Дети чуть приподнимаются).
Потом - …двухэтажным домом. (Дети постепенно поднимаются).
Затем – трехэтажным и т. д. (Дети поднимаются)
- Теперь это не домик, а многоэтажный … домище! (Дети поднимают руки над головой).
- Он рос, рос и вырос потому, что его построили строители.
Воспитатель приглашает детей к панно «Река времени». Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает Слушают; узнают разновидности жилищ; выстраивают последовательность Обогащение знаниевого опыта;
Проявление интереса к истории жилища.
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.
- Интересно, а как заполните вы «реку времени»?
Очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».
Вы можете договорится между собой кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность. (Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать).
Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;
постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения жилищ на «реке времени»;
практикуются в осуществлении выбора Умение подбирать разные виды жилищ на карточках, соответствующие «реке времени»;
Умение делать логические выводы;
Умение следовать правилам
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Дети собирают табл.
• Древность
• Старина
• Настоящее время
(Проверка, трудности)
- Я Вас приглашаю в мастерскую.
(Дети рисуют любое понравившееся жилище).
- Кто расскажет про свой рисунок? Ответы детей
- Ребята, а как вы думаете, где можно разместить ваши рисунки на «реке времени»?
Вовлекает детей в изобразительную деятельность. согласовывает с детьми действия, их последовательность;
способствует индивидуализации детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражает собственное суждение; используют материалы, которые можно применить для изобразительной деятельности; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свои работы Проявление творческой активности в процессе изобразительной деятельности;
Умение подбирать необходимые материалы для работы
VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения - Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?
- А что было самым интересным?
- Трудно вам было выбрать и нарисовать жилище?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- Вы можете забрать нашу «реку времени к себе в группу», показать своим друзьям.
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности - У меня еще есть картинки, с которыми вы можете поиграть.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта