Надежда Кузнецова
Конспект совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в мир сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизация и расширение знаний детей о знакомых сказках.
Задачи.
1. Закрепить названия сказок, умение узнавать сказку по иллюстрациям.
2. Закреплять умение последовательно, пересказывать сказку с опорой на изображенные ключевые моменты от лица литературных героев (деда, лисы).
Публикация «Конспект совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой „Путешествие в мир сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
3. Совершенствовать умения детей в пересказе сказок по картам Проппа.
4. Учить анализировать, обобщать, делать умозаключения, развивать воображение, зрительную память, наблюдательность, речевую активность, закреплять навыки составления предложений.
5. Закреплять умение детей передавать характер героев с помощью движения, мимики, голоса.
6. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь, формировать умение работать сообща, в небольших группах.
Предварительная работа.
Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок, выставка книг «Волшебные сказки». Знакомство с творчеством русских и зарубежных писателей. Знакомства со сказками разных народов, просмотр мультфильмов по сказкам, слушание песен из мультфильмов.
Словарь: Волшебные, бытовые, о животных, зачин, концовка, карты Проппа,
Оборудование: письмо, клубочек, картинки «Что перепутал художник», элементы костюмов сказочных героев для детей – Василисы, гномика, заяц, ворона,, карты Проппа, иллюстрации к сказкам «Лисичка сестричка и серый волк» - разрезные картинки, сундучок со льдом, рисунки детей по сказке «Красная шапочка».
Ход занятия.
Раздается стук в дверь. Приносят письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт, читают письмо:
(«В стране сказок случилась беда! Злые силы нас обижают, стали вредничать и всё в сказках перепутали. Помогите, пожалуйста».)
- А кто чаще всего в сказках бывает злой и про них говорят – «злые силы»? (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Снежная королева)
- Ребята, кто же мог прислать нам это письмо, как вы думаете? (Жители сказочной страны, сказочные герои)
- Ребята, вы любите сказки? Кто сочиняет сказки? (народ, сказочники – авторы)
- С каких слов может начинаться сказка?
(педагог начинает говорить, а дети заканчивают предложение)
"Жили-….были", «Давным – давно»,
"В некотором царстве….в некотором государстве",
"За тридевять земель…. в тридевятом царстве".
" Однажды…. в далекие времена".
- Как называется эта часть сказки? (зачин, приглашение в сказку, начало)
- А какими словами может заканчиваться сказка?
"Жили они долго …. и счастливо"
"И стали они жить-поживать, …. да добра наживать",
"И я там был, мед, пиво пил…. да усы лишь обмочил".
«Вот вам сказка …. а мне баранок связка.
«Вот и сказочки конец, …. а кто слушал молодец.
- Как называется эта часть сказки? (концовка)
- Какое главное условие сказки? (там добро всегда побеждает зло)
- Ну, что ж про сказки мы вспомнили. Готовы отправиться в страну сказок и помочь героям?
( Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова:
«Нам клубочек, помоги,
в страну сказок приведи!», клубочек покатился к дому Василисы Премудрой)
- Василиса: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Давно к нам в сказку никто не заглядывал. Злые силы опять шалить начали… Заколдовали они наши сказки, все в них перепутали! Заглянула я в свою книгу и ничего разобрать не могу… Вроде, герои знакомые, да не они –это проделки Бабы Яги.
- Ребята, может, мы с вами поможем Василисе. (Дети делятся на 3-4 группы, у каждой своя картинка в которой они должны найти и объяснить, что перепутала Баба Яга)
• Задание «Найди, что перепутала Баба Яга?»
- Исправили ребята ошибки, а нам дальше пора идти.
Чтобы продолжить наше путешествие, надо наполниться волшебной силой, давайте подышим сказочным воздухом.
Дыхательная гимнастика.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом-
Мы подуем высоко,
(дети встают на носочки, поднимают руки вверх, дуют)
мы подуем низко,
(вытягивают руки перед собой, приседают и дуют)
Мы подуем далеко,
(наклоняются вперед, руки перед собой, дуют)
Мы подуем близко.
(кладут руки на грудь и дуют на них)
• Сюрпризный момент
(Слышится чей-то плач.) Ребята, вы слышите, кто-то плачет (За ширмой находится гном с сундучком.)
- Что случилось, гном?
Гном: - Сегодня я хотел вам рассказать сказку, но в сундучке вместо книги лед.
- Дети, как вы думаете, что случилось? Кто мог забраться в сундучок гнома и заморозить все его сказки? (Снежная Королева)
- Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли сказочников? (воспитатель предлагает отгадать сказку по загадке)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Рассказывание сказки «Красная Шапочка» и сопровождение рассказывания выкладыванием карт Проппа по сюжету.
Беседа по содержанию.
1. С каких слов начинается эта сказка? (карта домик)
2. Куда отправилась Красная Шапочка? (карта герой покидает дом)
3. Что сказала мама дочке? (карта запрет)
4. Почему она стала разговаривать с волком? (карта нарушение запрета)
5. Как поступил волк? (карта враг начинает действовать)
6. Что произошло с бабушкой? (карта появляется ложный герой)
7. Красная шапочка узнала волка? (карта разоблачение ложного героя)
8. Кто их выручил бабушку и Красную Шапочку? (карта появляется друг - помощник)
9. Что случилось с волком? (карта враг оказывается поверженным)
10. Как закончилась эта сказка? (карта счастливый конец)
11. Чему учит нас эта сказка? (карта мораль)
- Ребята, напомните мне еще раз, кто спас бабушку и Красную шапочку от волка?
- Давайте покажем, как охотники спасли бабушку и Красную шапочку.
Физминутка
Шел по лесу серый волк (Дети идут по кругу.)
Серый волк зубами щелк. (Дети руками имитируют пасть волка)
Серый волк по лесу рыщет. (Дети смотрят в правую сторону, правая рука у лба)
Серый волк добычу ищите (Дети смотрят в левую сторону, левая рука у лба)
Повстречал он там девчонку. (Делают пружинки)
В красной шапочке, юбчонке. (Кружатся вокруг себя)
Тут охотник прибежал, (Бег на месте.)
Злого волка испугал. (Топают ногами)
Пересказ сказки детьми с помощью карт Проппа.
Что нам помогло запомнить и рассказать эту сказку? (Карты)
Мы сделали новую книжку «Красная Шапочка» давайте подарим её Гному.
- Ну, а мы дальше отправляемся. «Нам, клубочек, помоги. Дальше к сказкам проводи».
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто- Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все он наши спутал.
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать.
• Задание «Собери картинку»
Дети собирают картинку и называют сказку. («Лисичка- сестричка и серый волк»)
- Ребята, представьте, что лиса вернулась домой и рассказывает лисятам, какая она хитрая, что всех обманула.
(Вызывается ребёнок с хорошо развитой речью и пересказывает от имени лисы.)
- А теперь представьте: бабка спросила у деда, что с ним приключилось, почему сани оказались пустыми. А дед рассказывает, что с ним произошло.
(Вызывается ребёнок со слабым речевым развитием и пересказывает от имени деда.)
• Задание «Отрывок из сказки»
Перед вами лежат атрибуты из сказки. Вам необходимо догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок из этой сказки.
(сказки «Заяц хваста», «Крылатый, мохнатый да масленый»)
(Заяц гордо хвастается перед тёткой вороной. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.
Скажите фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая «Ты куда, блинок, бежишь?»
Скажите фразу так, чтобы было понятно, что воробей хвалил щи, что они вкусные «Эх, щи так щи, до чего хороши да жирны!»)
- Ребята, кажется наше путешествие закончилось и нам пора в д/с.
Давайте скажем волшебные слова.
Мы видели сказку, мы в сказке играли,
Ну и, конечно, немножко устали,
Закончились наши большие дела,
Нам в садик уже возвращаться пора.
«Нам клубочек, помоги,
в детский сад нас приведи!»,
- Ребята, нас встречают ваши рисунки к сказкам. Я предлагаю вам расселить их в домики.
На мольберте висят домики (волшебный терем, изба, лесная избушка).
1. Волшебный терем, дворец («Царевна-лягушка», ит. д)
2. Простая деревенская изба («Горшочек каши»)
3. Лесная избушка («Лиса и волк, «Заюшкина избушка» и т. д)
- Почему вы так распределили сказки? Какие сказки живут в волшебном тереме, дворце? (волшебные)
В избе? (Бытовые)
В лесной избушке? (сказки о животных)
- Чему же нас учат сказки? (Сказки учат : быть добрым, помогать в беде, быть дружелюбными, делиться игрушками, играть всем вместе, никого не обижать и не обманывать.)
Подскажите мне пословицу, которая подходит к нашим высказываниями вообще к сказкам. Я начну, а вы продолжите. «Сказка – ложь, да в ней намёк … добрым молодцам урок!»
Ребята, как вы считаете, помогли мы сказочным героям?
У нас получилось быть сказочниками?
Предлагаю вам доделать новую книжку — малышку «Наши сказки» и поселить её в «Книжкином доме».