Людмила Дементьева
Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группы игре «Космонавты»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Расширять представления о профессии космонавта, цели его деятельности.
Углублять знания об условиях для жизни человека и умении приспосабливаться к неблагоприятным условиям.
Умение переносить полученные в ролевую игру.
Закреплять знания о свойствах воздуха в естественных условиях и возможности его обнаружения в специально созданных условиях.
Закреплять умение проводить простейшие опыты с воздухом и делать выводы и умозаключения.
Учить применять имеющиеся знания о свойствах воздуха для расширения сюжета в игре «Космонавты».
Публикация «Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группы игре „Космонавты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Совершенствовать умение действовать с предметами – заместителями (бутылки – баллоны, ширма - заправочная станция, канат, модули - ракета, воображаемыми атрибутами (предметы экипировки космонавта).
Воспитывать интерес к профессии космонавта и желание актуализировать имеющиеся знания в сюжетно- ролевой игре.
Материал:
Демонстрационный:
1. Панно по ознакомлению с профессиями по схеме (название, место, цель, предметы, действия, результат)
2. Схема, изображающая условия для жизни.
3. Изображение анализаторов (глаз, нос, ухо) для обследования.
4. Схемы опытов с воздухом 3 шт.
5. Значок – бейджик «Командир»
6. Предметы для проведения опытов на столе воспитателя (целлофановый пакет, веер, шприц, мелко нарезанные кусочки бумаги)
7. Мини-музей, для разговора об экипировке космонавта наглядными пособиями, и сшитыми элементами скафандра.
8. Ширма – заправочная станция.
9. Канат – длинная скакалка.
10. Три объёмных модуля для ракеты.
Раздаточный:
1. Предметы для проведения опытов по числу детей (целлофановый пакет, веер, шприц, мелко нарезанные кусочки бумаги)
2. Бумажная сумочка для складывания предметов для опытов.
3. Значки – бейджики «Юный космонавт»
4. Баллоны для воздуха (пластиковые бутылки с верёвочками по типу рюкзачка)
Ход:
1. Загадка о профессии космонавта, беседа о профессии космонавта.
В. : Ребята, вы уже знаете много профессий.
Но есть среди них очень необычная.
Попробуйте отгадать загадку об этой профессии:
Сначала его в центрифуге крутили,
А после в тяжёлый скафандр нарядили.
Отправился он полетать среди звёзд.
Я тоже хочу! Говорят, не дорос.
Д. : профессия космонавта.
В. : сегодня я предлагаю вам научиться играть в космонавтов. Хотите?
Д. : да.
В. : вы уже успели познакомиться с профессией космонавта, вспомните, какое у него главное дело?
Д. : Поиск планеты, где условия подходят для жизни.
2. Беседа о необходимых условиях для жизни человека.
В. : давайте вспомним, какие условия необходимы человеку для жизни?
Д. : тепло, вода, воздух.
В. : Скажите, может ли человек защитить себя от холода? Как?
Д. : одеть теплую одежду.
В. : как можно избежать отсутствия воды?
Д. : взять запасы воды с собой?
В. : а если не будет воздуха? Как долго человек может прожить без него? Давайте проверим. Попробуйте задержать дыхание. (Опыт)
В. : можно сделать вывод: воздух это очень важное условие, поэтому лучше найти планету, где воздух уже есть.
В. : А знаете ли вы, как его можно обнаружить? Тогда я приглашаю вас в школу юных космонавтов, где мы этому научимся. Значок юного космонавта получит тот, кто назовёт планету или космическое тело. Надевайте значки, а я буду вашим командиром. Итак, я приглашаю вас на первый урок в космическую лабораторию, проходите (дети садятся за столы)
3. Урок в «Школе юного космонавта», опытническая деятельность.
В. : Уважаемые космонавты, сегодня мы будем учиться определять, есть ли на планете воздух. Давайте посмотрим вокруг, можем ли мы с помощью глаз увидеть воздух? Значит воздух какой?
Д. : нет, воздух прозрачный, невидимый.
В. : а теперь скажите, слышите вы сейчас воздух?
Д. : нет, воздух звука не имеет.
В. : а теперь попробуйте воздух понюхать, имеет ли он запах?
Д. : воздух не имеет запаха.
(по ходу обсуждения заполняется таблица)
В. : итак, кто сможет сделать вывод?
Д. : с помощью глаз, ушей и носа определить воздух мы не можем.
В. : А как же его можно обнаружить? Сегодня я покажу некоторые способы. Мне понадобятся следующие предметы: пакет, веер и шприц.
3.1. опыт №1.
В. : сначала я возьму пакет и попробую набрать в него воздух. Теперь вы попробуйте. Как вы думаете, почему пакет надулся? (предположения детей)
В. : пакет наполнился воздухом и стал объёмным. Поэтому можно сделать вывод: воздух имеет объём. Обозначим результат опыта в схеме. (выставляется на мольберт).
3.2. опыт №2.
В. : сейчас предлагаю вам провести еще один эксперимент. Для этого рассмотрим схему (выставляется схема проведения опыта с использования веера). Что вам понадобится для его проведения, что необходимо сделать?
Д. : взять веер и помахать им около лица.
В. : что вы почувствовали?
Д. : легкий ветерок, прохладу.
В. : ветер – это движение воздуха. Значит можно сделать вывод: воздух может двигаться.
3.3. опыт №3.
В. : для следующего опыта мне понадобиться шприц. Я прочитала в энциклопедии, что воздух может двигать предметы. Хотите проверить?
Я набираю в шприц воздух, а потом направлю край шприца на кусочки бумаги. Как думаете, что с бумажками произойдёт дальше? (предположения детей) Давайте посмотрим, так ли это? Теперь попробуйте вы (воспитатель проводит опыт, затем его проводят дети)
В: какой вывод можно сделать?
Д. : воздух может двигать предметы.
В. : итак, юные космонавты, теперь вы знаете, как обнаружить воздух. Кто назовет все свойства воздуха?
Д. : воздух имеет объем, он может двигаться и двигать предметы.
В. : Я, ваш командир, приготовила для вас сумочки для полета. Слушайте мою команду: приготовить сумки к полету, сложите в сумочки предметы, необходимые вам для определения воздуха на планете! (дети собирают сумочки)
4. Посещение музея космонавтики, рассматривание изображения костюма космонавта.
В. : Сумочки оставьте на рабочих столах, а мы продолжим готовиться к полету. Я приглашаю вас в мини – музей космонавтики. Там вы узнаете, из чего состоит костюм космонавта (дети проходят к выставке картин с изображением костюма космонавта)
В. : кто сможет рассказать о том, из каких частей состоит костюм космонавта? (рассказ, подготовленный воспитателем или ребенком)
В. : от чего спасает космонавта скафандр (от жары или холода, изготовлен из светоотражающего материала, шлем (от ядовитых газов, попадания предметов в лицо). А я приготовила вам для игры вот такие предметы (воспитатель демонстрирует детям костюм космонавта). А теперь давайте оденем воображаемые скафандры и шлемы, теперь мы можем отправляться на неизведанную планету? Но что еще необходимо взять космонавту в полет? (обращает внимание на баллоны с воздухом)
5. Разучивание диалога между заправщиком и космонавтом.
В. : и нам необходимо сделать запасы воздуха. У нас есть воздухо-заправочная станция, где мы можем пополнить запасы. Юные космонавты, к заправке подготовиться, друг за другом становись! А буду заправщиком.
В. :(заправщик) Сколько частей воздуха вам заправить?
Д. : (космонавт) 5.
В. : (изображает действие по заправке) Следующий.
В. : А теперь попрошу Гришу стать заправщиком (ребенок выполняет игровое действие).
6. Строительство ракеты.
В. : Я поручаю космонавтам Илье и Диме построить ракету.
(дети строят ракету из модулей)
В. : Ракета готова. Юные космонавты, приготовьте в ракете свои посадочные места, сумочки для полета, баллоны с воздухом и подойдите к командиру.
7. Итог.
В. : наш урок в «Школе юного космонавта подошел к концу». Полет назначен на 16.00, а сейчас вам необходимо отдохнуть и набраться сил перед полетом.
Вопросы для рефлексии:
Кому захотелось вечером построить ракету и провести наши опыты на необитаемой планете?
Кем ты хотел бы быть в нашей игре?
Гриша, ты на какой планете высадишься?
Для тебя какой опыт был самым интересным?
Какой опыт тебе показался самым трудным или непонятным?
Ты узнал что-то новое?