Марина Галаган
Конспект дополнительной образовательной деятельности по обучению игре в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект дополнительной образовательной деятельности
по обучению игре в шахматы
для дошкольного возраста
воспитатель
Кайгородцева Марина Викторовна.
Тема: «Ладья».
Цель: Закрепить пройденный материал. Познакомить с шахматной фигурой - Ладья.
Задачи:
Публикация «Конспект дополнительной образовательной деятельности по обучению игре в шахматы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
1. Вызвать у детей интерес к игре в шахматы.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
3. Укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.
4. Формировать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование и материалы:
- фигура ладьи;
- шахматная доска и шахматные фигуры;
- веер с изображением шахматных фигур для игры : «Шахматный веер»;
- мешочек с шахматными фигурами для игры : «Волшебный мешочек».
-проектор и экран.
Методические приемы: Д/ и: «Шахматный веер», «Волшебный мешочек».
Технологии:
-игровая, здоровьесберегающая, деятельностного подхода, ИКТ.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости (показывает ладью). Вы узнали кто это?
- Правильно ребята это Ладья! Ладья пришла к нам в гости, потому что хочет с вами познакомиться и рассказать вам о себе. Вы хотите познакомиться в Ладьей и узнать о ней то чего вы еще не знаете? (ответы детей)
Основная часть:
«История фигуры»
- Эта фигура похожа на крепостную башню. Иногда у нее на голове есть небольшие зубцы, которые выглядят как небольшие кирпичики.
Во многих странах Востока Шахматную Ладью очень любили, так как считали ее самой сильной фигурой, даже намного сильнее Ферзя. Она не всегда стояла, как крепость, на месте. Была и боевой колесницей - Ратхи - самым грозным оружием того времени, носилась по полям и по доске.
Повоевав, войско всегда возвращалось в город и зиму проводило за высокими крепостными башнями. Иногда башни брали с собой, ставили на колеса и получался настоящий Гуляй-город. Ехала такая крепостная башня на колесах по полям и дорогам. Сотня солдат из пушек поливала огнем врага. Сзади за крепостными стенами пряталось остальной войско, готовое наскочить и атаковать врага в любой момент. Появление таких гуляющих крепостей в армии Шаха было совершенно неожиданным для врага.
Во всех странах эта шахматная фигура так и называется: Крепость, Башня, Тура (многие дедушки эту фигуру как раз так и называют, привыкли и отвыкнуть не могут.
- Как вы думаете, откуда она к нам пришла? Где она живет? (шахматная доска, шахматное королевство).
- Что вы видите на доске? (Черные и белые поля)
- Ребята, кто покажет черное и белое поле?
- Какая шахматная дорожка тянется слева направо? Справа налево (Горизонталь.)
- Какая шахматная дорожка тянется сверху вниз. Снизу вверх (вертикаль)
- Давайте вспомним, кто живет в шахматном королевстве вместе с ладьей? (слон, конь ферзь, король, пешка)
Игра: «Шахматный веер» (Взрослый показывает на веере фигуры, не открывая одну, дети должны заметить какой фигуры не хватает).
- Сколько всего на шахматной доске таких фигур? (4 - 2 белые и 2 черные)
Игра: «Волшебный мешочек» (дети на ощупь находят фигуру ладьи)
Физминутка.
Границы королевства охраняют Ладьи (дети изображают ладью)
Рядом с ладьями пасутся Кони (бег на месте)
Коней охраняют Слоны (изображают слонов)
Правит в королевстве Король (руки сложены вместе над головой)
Во всем ему помогает Ферзь (руки над головой, пальчики расставлены)
И все королевство защищают Пешки (встать ровно руки вдоль туловища)
Знакомство с ходом ладьи.
Видимо, ладья упряма,
если ходит только прямо,
не петляет - прыг да скок,
не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
может двигаться она.
Эта башня боевая
неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
в бой её скорей веди
Ладьи очень храбрые, но не слишком хитрые. Они ходят только по линиям. Ладья может ходить только по вертикальной или горизонтальной прямой, зато на любое количество клеток.
- Ребята, покажем нашей гостье из шахматного королевства, что мы внимательно слушали и все запомнили? Давайте уберем с шахматной доски все фигуры, кроме ладьи и вы сделайте по 3 хода каждый.
Заключительная часть.
- Молодцы ребята! Нашей гостье очень понравилось у нас в гостях,она рада что вы внимательно слушали и все запомнили.
- Что больше всего вам запомнилось,
- Что вызвало затруднения?
- Вы хотите чтоб к нам в гости пришли и другие фигуры из шахматного королевства?
(предполагаемые ответы детей).
- А нашей гостье пришло время возвращаться к себе домой. Дети прощаются с Ладьей.
- Ребята мы с Ладьей будем встречаться не один раз, а сегодня мы посмотрим мультфильм, который она нам оставила.
Просмотр мультфильма «Смешарики» о шахматах.