Марина Тихонова
Конспект совместного занятия родителей с детьми «В гостях у гласных»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у гласных»
Цели:
1. Вовлечение родителей в коррекционный процесс;
2. Демонстрация детьми знаний и умений, полученных в результате коррекционной работы.
Задачи:
• развитие и совершенствование фонематических процессов;
• развитие слухового и зрительного внимания;
• закрепление навыков звукобуквенного анализа;
• совершенствование общей и мелкой моторики;
• углубление интереса к занятиям по обучению грамоте;
Темочки:
• ознакомление родителей с эффективными приемами и разнообразным практическим материалом по развитию у детей фонематических процессов и обучению грамоте;
• создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
Оборудование: шнурки белого цвета и разноцветные; предметные картинки для игры «Найди слово» : знак, сыр, дуб, слон, лифт, конь лев, танк, нож, дым, руль, дом, стол, кот; предметные картинки для игры «Угадай слово» : автобус, избушка, утюг, аквариум, иголка, апельсин; «Волшебный мешочек»; игрушки – ослик, индюк, утка, ангел, эму, овцы, индеец, апельсин, экскаватор; таблицы букв; «Лесенки» для взрослых; мяч; маркеры, карандаши; магнитофон с записью веселой музыки.
Ход совместного занятия
Организационный момент.
Каждый ребенок сидит рядом со своей мамой (бабушкой или другим членом семьи).
Логопед: «Я рада приветствовать всех вас на нашем необычном мероприятии. Сегодня нас ждут интересные задания, веселые игры и полезные подарки. Выполнять задания, участвовать в играх будут не только дети, но и взрослые. А для начала – разминка».
Задание 1. «Узелки».
Логопед: «Проверим ловкость ваших пальчиков. Каждый ребенок должен завязать на цветном шнурке три узелка, а мама – пять узелков на белом шнурке. Тот, кто справится с заданием, может садиться на стульчик в центре группы».
Включается музыка, взрослые и дети выполняют задание и садятся на стульчики.
Логопед: «Молодцы! Все справились с заданием, у вас очень ловкие пальчики!»
Задание 2. «Песенки гласных звуков».
Логопед: «Все задания сегодня будут связаны со звуками, которые можно петь, тянуть и ничего во рту не мешает их произносить. Как называются такие звуки? (Ответы детей). Да, это гласные. Сколько всего гласных звуков? (Ответы детей). Правильно, всего шесть гласных звуков. На прошлой неделе мы с детьми повторяли все гласные звуки. Ребята, давайте напомним взрослым, какие гласные звуки есть в русском языке. Сейчас я буду читать стихотворение, а дети хором подскажут гласные звуки.
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать …»
Дети: «ООО».
Логопед: «И закричать …»
Дети: «ААА».
Логопед: «Громкий гудок паровозу подать …»
Дети: «УУУ».
Логопед: «Нежно лошадкой могут заржать …»
Дети: «ИИИ».
Логопед: «Даже медведем сердито рычать …»
Дети: «ЫЫЫ».
Логопед: «Эхом далеким в лесу отвечать …»
Дети: «ЭЭЭ».
Логопед: «Вот мы и вспомнили все шесть гласных звуков русского языка».
Задание 3. «Эхо или назови последний звук».
Логопед: «Гласные звуки в словах могут находиться в начале, конце, середине. Сейчас мы будем играть с мячом и искать гласные звуки, которые спрятались в конце слов. Я назову слово-предмет и брошу мячик взрослому, взрослый должен назвать несколько таких предметов и передать мяч ребенку, а ребенок должен назвать последний звук в слове и вернуть мячик мне. Например, я говорю «сундук» и бросаю мяч маме, мама говорит «сундуки» и передает мяч ребенку, ребенок произносит «у» и бросает мяч мне. Уважаемые взрослые, если вы скажете «сундуки», то, возможно, ребенок не сумеет определить, каким звуком заканчивается слово. Слово «сундуки» надо произнести пропевая, выделяя голосом последний звук «и» : «сундукиии».
Логопед предлагает всем встать около стульчиков и поиграть с мячом. Дети и взрослые выполняют задание.
Речевой материал: кот, жук, дом, нос, бык, глаз, кенгуру, какаду, шарф, холод.
Задание 4. «Найди картинку».
Логопед: «А сейчас все дети будут искать звук «о», который спрятался в середине слов, а взрослые будут помогать детям выполнить это нелегкое задание. На столе разложены предметные картинки. Каждому ребенку надо подойти к столу и выбрать из всех картинок одну, в названии которой звук «о» спрятался в середине слова, принести эту картинку маме, а мама подскажет, правильно ребенок выполнил задание или нет. Если ребенок ошибся, надо вернуться к столу и снова попытаться найти нужную картинку. Напоминаю детям: чтобы определить, какой гласный звук спрятался в середине слова, надо это слово произнести медленно, нараспев. Бааак – есть гласный «о» в середине слова? (Ответы детей). Соооль – есть гласный «о» в середине слова? (Ответы детей)».
Дети выполняют задание, взрослые проверяют правильность выполнения.
Задание 5. «Угадай слово».
Логопед: «Очень часто я прошу детей вспомнить слова, которые начинаются на какой-нибудь звук, например, на звук «и». Нам взрослым с нашим большим словарным запасом это сделать нетрудно: игра, изба, институт, Индия, иллюминация и т. д. А вот у детей словарный запас небольшой и это задание для них сложное. Детям надо помочь, подсказать. Сейчас взрослые поучатся, потренируются, как надо подсказывать детям. Около доски разложены картинки. Взрослому надо взять картинку, но не показывать ее ребенку, а рассказать о ней: на какой звук начинается название предмета, изображенного на картинке и что это за предмет, для чего он нужен. Ребенок должен отгадать, что изображено на картинке. Приведу пример».
Логопед берет картинку, на которой изображена телевизионная антенна.
Логопед: «Попробуйте отгадать, что у меня здесь нарисовано. Название этого предмета начинается на звук «а», этот предмет обычно стоит на крыше и он нужен для того, чтобы можно было смотреть по телевизору разные передачи. (Антенна)». Взрослые и дети выполняют задание.
Задание 6. «Узнай меня по голосу».
Логопед: «А сейчас я попрошу взрослых остаться на своих местах, а дети пусть подойдут ко мне. Я предлагаю вам игру «Узнай своего ребенка по голосу». Тот из детей, на кого я покажу, должен будет сказать: «Мама». Взрослый должен на слух узнать своего ребенка и выйти к нему».
Взрослые сидят спиной к детям, после приглашения проходят по очереди в центр группы.
Задание 7. «Кто самый внимательный».
Логопед приглашает взрослых и детей встать в круг.
Логопед: «АИОУ – начинаем мы игру. На каждый гласный звук нужно будет выполнять определенные движения. Смотрите и запоминайте.
А – как аист высоко машет крыльями легко. Надо идти по кругу друг за другом высоко поднимая ноги и махать руками, как крыльями.
И – изба на курьих ножках по лесной бежит дорожке. Надо двигаться гусиным шагом, присев на корточки.
О – как озеро, на нем мы на лодочке плывем. Надо изобразить греблю веслами.
У – мы удочку возьмем, на рыбалку с ней пойдем. Надо показать, как закидывают удочку на плечо и идут на рыбалку».
Включается музыка. Логопед называет гласные звуки, взрослые и дети выполняют соответствующие движения.
Задание 8. «Найди и обведи» и «Лесенки».
Логопед: «Со звуками мы играли, слушали их, произносили, пели. А как же можно звуки увидеть и прочитать? (Ответы детей). Для этого нужны буквы. Сейчас мы проверим, как ребята знают буквы, которые обозначают гласные звуки. На столах лежат карточки с буквами. Каждому ребенку надо будет найти и обвести свою букву, а взрослому, пока ребенок выполняет задание, надо заполнить «лесенку» с этой буквой, т. е. вписать слова, начинающиеся на эту букву. У меня есть «Волшебный мешочек», который поможет нам определить, кто какую букву будет искать. Для этого ребенок должен достать из мешочка предмет, назвать его и сказать, на какой звук начинается название предмета. Определив первый звук, вы узнаете, какую букву надо искать и обводить, и какую «лесенку» надо взять для мамы».
Дети по очереди достают игрушки, определяют первый звук, выбирают «лесенку» с нужной буквой. Взрослые и дети садятся за столы. Включается музыка и все выполняют задание. Когда все закончат, проводится проверка правильности выполнения задания.
Итог.
Логопед благодарит всех за участие и дарит карточки для поиска букв каждому ребенку.