Цалко Ольга Сергеевна
Клуб «Родительская академия». Конспект совместного занятия детей и родителей «Значение сказки в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Клуб «Родительская академия»
Совместное занятие детей и родителей на тему:
«Значение сказки в жизни ребенка»
Цель: укрепить детско-родительские отношения, развивать эмоциональную сферу детей.
Задачи:
- Познакомить родителей с практическими приёмами и способами работы со сказкой в семье;
Публикация «Клуб „Родительская академия“, Конспект совместного занятия детей и родителей „Значение сказки в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- учить находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации;
- формировать коммуникативные качества.
Оборудование: ноутбук, ширма для кукольного театра, перчаточные куклы, колокольчик, стразы, палочки, наклейки, ленточки цветные.
Ход занятия:
1. Вход в сказку. (Музыка - звон колокольчиков).
- Ребята, чтобы попасть в сказку нам нужны волшебные палочки.
(Дети совместно с родителями изготавливают волшебные палочки.)
2. Консультация педагога-психолога «Роль сказки в воспитании ребенка».
Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и суперактивные дети и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство в сказке – всегда завораживает.
Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны разные сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.
Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей ребенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.
Примеряя роль главного героя на себя ребенок, во-первых:
• четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
• показывает, каким он видит решение проблем;
• сам выпутывается из сложных жизненных ситуаций, в которые попадает герой.
Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:
• акцентировать внимание ребенка на конкретной ситуации;
• осторожно и доступно указать на ошибочность выбранного ребенком поведения;
• показать, что существует и другое поведение — возможность добиться желаемого результата.
• помочь ему избавиться от вредной привычки;
Например, ребенок боится темноты –придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом побеждает темное царство. Любит приврать— рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл, как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти себя.
Придумывая, а главное –обговаривая с малышом сказочные истории, в которых подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе.
Сказка не ругает, не кричит, не читает морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем ребенку, столкнувшемуся с несправедливостью, обманом, другими отрицательными качествами, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.
И в-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребенком и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!
3. Просмотр сказки кукольного театра.
- Наши палочки готовы…взмахнем ими и произнесем волшебные слова чтобы попасть в сказку… (Музыка – волшебный звон).
«Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.
Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!
Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.
Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.
— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он).
— Зачем? – удивился он.
— Есть хочу.
— А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?
— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.
— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.
— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.
— Мама! – заплакал ни за что, ни про что обиженный котенок.
— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.
— Это не я, — захныкал он.
— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.
— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.
— Мышь! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…
— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.
Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.
— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…
— Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.
Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:
— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.
— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.
Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.
Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…
И тогда мышка поняла, что, если ты хочешь, чтобы к тебе относились по-доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех, учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.
И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!
4. Взаимодействие ребенка и родителя.
- Посмотрите сколько друзей появилось у мышки. (Родители и дети одевают на руки перчаточных кукол). Давайте поможем мышке познакомиться с новыми друзьями и пробуем с ними подружиться (Родители и дети разыгрывают друг с другом ситуацию знакомства, говорят друг другу вежливые слова, комплименты).
5. Выход из сказки.
- Вот и настала пора прощаться со сказкой! Но знайте, вы в любой момент можете вернуться в нее, если идти по дороге добра! Взмахнем нашими палочками….
(Звучит музыка, перезвон колокольчиков. Дети совершают движения волшебной палочкой, получают поощрительные призы.)
6. Рефлексия.
-какие эмоции вы испытали сегодня?
- были ли сложности при выполнении упражнений? В чем они выражались?
-какие формы работы со сказкой вам показались наиболее эффективными?
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного ребенка. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом, ведь они учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект. Любите сказки и дарите детям сказки. Почаще читайте им и пусть каждый их день будет связан с увлекательным путешествием в мир сказок!