Ирина Воронцова
«Мастер-класс «Русский сувенир». Занятие в подготовительной группе «На ярмарку приходите, хохломскую посуду купите!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
– Формировать у детей и родителей интерес к народному декоративно-прикладному искусству и желание их изучать; учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы.
– Развивать художественный вкус и творческую активность детей и родителей в совместном творчестве.
– Воспитывать чувство гордости за родной край – край умельцев – мастеров.
Материал:
Хохломские изделия; картинки – образцы; афиша;
Темочки:
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конструирование, поделки
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
кисти, краски; салфетки, баночки с водой; лист ватмана; трафареты; магнитофон, аудиозаписи русских народных мелодий.
Предварительная работа:
Рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства, иллюстраций.
Рисование элементов росписи.
Заучивание стихотворений.
Подготовка афиши; оформление группы.
Беседы о Хохломе.
Ход занятия:
Звучит весёлая русская народная мелодия.
В группу вбегают два скомороха.
Скоморохи (вместе): Внимание, внимание!
Ярмарка открывается!
1 скоморох: Эй, не стойте у дверей!
Заходите к нам скорей!
Жуйте пряник, пейте квас,
Нынче ярмарка у нас!
2 скоморох: Приходите, приезжайте!
Всё, что надо, покупайте!
Народ собирается –
Ярмарка открывается!
Дети и гости подходят к расставленным изделиям, рассматривают их.
Воспитатель: посмотрите, какие здесь яркие, красивые изделия, как будто солнышко заглянуло к нам в окошко! Как называется этот удивительно красивый промысел?
Ответы взрослых и детей.
Воспитатель: Да, это – хохломские изделия. А вы хотите узнать, как появился этот промысел и почему его так стали называть? О том, как появились изделия золотой Хохломы, нам расскажет Марья – искусница.
(В роли Марьи – искусницы выступает родитель).
Марья – искусница: В стародавние времена полюбил парень девицу. Лицом он был не красив, и потому боялся ей лишний раз на глаза попадаться, не то что речь о любви заводить. Думал он, как быть, и надумал сделать ей подарок, чтобы без слов поняла девица про его любовь. Парень этот был искусный резчик: ковши, ложки, чаши резал. Вот и затеял он вырезать ковш красотой словно утица. Три дня не пил, не ел, всё к уткам, что на озере жили, присматривался. А потом и вовсе про себя забыл, заперся в избе, и вышел только тогда, когда утица словно живая получилась. Ковш этот, что зовётся скопкарь, о двух ручках. Вот одна из них головой утиной стала, а другая хвостом вытянулась. Пришёлся подарок девице по сердцу. Ай да мастер, какую красоту сотворил – как не полюбить такого. Вскоре свадьбу сыграли, и родился у них первый сын – весь в батюшку. И у него к резьбе дар был. Отцовскую утицу он повторил, да еще узорами украсил. И внук, когда подрос, тоже к резному делу всей душой прикипел. К тому ковшу изобрёл-приладил маленькие ковшики – «утята для маленьких ребят». Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и, сохраняя отцово и дедово, добавлял каждый резчик своё умение и выдумку, душу вкладывал. Так и дошла утица до наших дней.
Марья – искусница показывает ковш – скопкарь.
Марья – искусница: Вслед за этой семьёй вся деревня за резьбу принялась. Летом хлеб растят, а зимой разные поделки режут. Сначала для себя делали, а потом – на продажу. Тем и стали промышлять – вот и сложился промысел. Расписную деревянную посуду везли в большое село Хохлома, расположенное на Волге, а из Хохломы посуду развозили на ярмарки в разные города. Её продавали да кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо-блюдо да чашки – ложки?». А продавцов спрашивали: «Откуда посуда?». Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и стали посуду называть хохломской.
Воспитатель: Давайте поблагодарим Марью – искусницу за интересный рассказ. А кто из вас знает и может рассказать нам стихотворение о Хохломе?
Ребёнок (читает стихотворение): Ю. Николаева, «Чаша».
Золотые листья, узорная кайма,
Радует глаза нам золотая Хохлома.
Распишу ей ложку, распишу лоток,
Или милой бабушке шёлковый платок.
Воспитатель: Ребята, ваши мамы и папы знают не все особенности хохломской росписи. Давайте им расскажем. Назовите основные элементы хохломской росписи.
Ответы детей: Листики (простые и трилистники, кривуля, разживка, травка, завиток, цветки.
Воспитатель: Какие ягоды используют художники при росписи хохломских изделий?
Ответы детей: Малинка, смородинка, рябинка, клубничка, ежевичка.
Воспитатель: Называют эти ягодки ласково, и художники рисуют их каждый раз по-новому. А какой фон можно использовать для хохломской росписи?
Ответы детей: Красный, жёлтый, чёрный.
Воспитатель: А вы знаете, что весёлые скоморохи могут продать нам любые понравившиеся изделия? Для этого нужно выполнить одно условие – рассказать об изделии: как оно называется, из каких элементов составлен узор, какие краски использовал художник.
Дети и взрослые по очереди рассказывают о понравившейся вазе, чаше.
Воспитатель: На ярмарке работает художественная мастерская. Давайте пойдем туда и будем, как художники, расписывать хохломские изделия.
Дети вместе с родителями выбирают любую понравившуюся форму – силуэт.
Совместная работа родителей и детей.
Все изделия выставляются на общем фоне.
Рассматривание готовых работ.
Каждый рассказывает о своем изделии.
Воспитатель отмечает, что у каждого получился свой, неповторимый узор.
Создание коллективной композиции.
В заключение ребёнок читает стихотворение:
П. Синявский, «Хохломская роспись».
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.