Елена Кононова
Конспект совместного фронтального занятия в форме квест-игры по лексической теме «Школа» в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместного фронтального занятия в форме квест-игры по лексической теме «Школа» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Обобщать представления детей о школе и школьных принадлежностях.
2. Продолжать уточнять и активизировать словарь по теме «Школа» (школа, школьник, ученик, учитель, первоклассник, урок, перемена, знания, учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, кисть, альбом, ластик, глобус; учиться, читать, писать, рисовать; первый, школьный).
Темочки:
3. Совершенствовать синтаксическую сторону речи.
4. Продолжать совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать фонематические представления.
2. Совершенствовать умение работать по схеме (карте).
3. Развивать внимание, мышление, тонкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Создавать условия для формирования навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
2. Продолжать воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.
3. Продолжать воспитывать у детей самоконтроль за звукопроизношением.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Скоро вы станете учениками и будете учиться в школе. Как вы думаете, откуда мы получаем знания? (Из книг, энциклопедий, интернета, из познавательных фильмов, от взрослых).
(Неожиданно влетает шарик, к нитке привязано письмо, написанное воском).
Воспитатель ловит шарик, удивляется: Ух ты, что это? Какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Что это может быть? ( Ответ детей: может это не просто чистый лист, а тайное письмо).
Воспитатель: А как же узнать, что в нём написано? (Закрасить красками лист).
-Что нам для этого надо? (Ответы детей).
Дети раскрашивают письмо, и появляется надпись «Сундук»
Воспитатель: Ребята! Я знаю, о чём говорится в письме. У нас в детском саду спрятан сундук с сокровищами. А что нам нужно для того, чтобы найти сундук с сокровищами? (Карта). Конечно, нужна карта. Подумайте, где она может находиться в нашей группе (Ответы детей)
Воспитатель: В центре карты находится план, на котором обозначены места, где спрятаны конверты с подсказками. Выполнив задание, вы сможете взять букву из конверта и поместить ее на карте напротив нужной цифры. Из букв вам нужно составить слово, чтобы найти сундук.
-Вы готовы отправиться на поиски сундука с сокровищами?
-Но для этого мы с вами должны выбрать капитана нашей команды. Он будет отвечать за карту. (Дети выбирают капитана команды).
-Тогда в путь.
Воспитатель: От нужной точки «СТАРТ» — сделать 4 шага вперёд, повернуть налево, сделать 3 шага вперёд (Дети вместе с воспитателем подходят к физкультурному уголку группы).
-Здесь нам нужно найти конверт с заданием (Дети ищут конверт и находят задание)
Задание 1. Игра «Для чего нужны»
Логопед : Мяч лови и мяч бросай,
Для чего нужны школьные принадлежности, называй!
(Логопед бросает ребёнку мяч и называет предмет школьной принадлежности, а ребёнок в ответ говорит, для чего этот предмет нужен).
- Букварь (нужен для того, чтобы учиться читать).
- Ластик (нужен для того, чтобы стирать).
- Ручка… (нужна для того, чтобы писать).
- Альбом (нужен для того, чтобы рисовать).
- Тетрадь (нужна для того, чтобы в ней писать).
- Дневник (нужен для того, чтобы записывать в нём домашнее задание).
- Карандаш… (нужен для того, чтобы рисовать).
- Учебник… (нужен для того, чтобы получать новые знания).
(Выполнив задание, дети получают букву К)
Логопед : Мы получили букву К. Давайте посмотрим по карте, куда будем двигаться дальше. Дети определяют маршрут и ищут подсказку (конверт).
Вместе с логопедом дети подходят к речевому уголку, ищут и находят задание «Зашифрованное слово».
Задание 2. Игра «Зашифрованное слово»
Логопед : На этой карточке зашифровано название школьного предмета. Чтобы узнать его, вам надо определить первый звук в названии каждой картинки и составить из этих звуков слово. (Дети составляют слово РУЧКА и получают букву А)
Картинка (робот) Картинка (уши) Картинка (чайник) Картинка (кошка) Картинка (арбуз)
р у ч к а
Воспитатель: Ребята, в чем ученик хранит ручки? (Ученик хранит ручки в пенале).
- Нам с вами нужно найти пенал. А где искать пенал нам подскажет план – карта.
Дети вместе с воспитателем подходят к изоуголку, ищут и находят задание в пенале.
Задание 3. В пенале лежит одно перо среди ручек и записка «Что это за предмет и для чего он нужен?»
Воспитатель: В давние-давние времена у наших предков не было письменности. Как вы думаете, какие трудности были у наших предков, когда они не умели писать и читать? (Ответы детей).
Воспитатель: Письмо, которое мы получили, было написано секретными чернилами. Что такое чернила? (Предположения детей) Чернила – это красящее вещество, растворенное в воде, которое использовали для письма. Чернила наливают в чернильницу. В нее опускают перо, когда пишут.
В старину писали гусиным пером, позднее – стальным. Затем перо заменила перьевая ручка, в которую набирали чернила. Позднее появилась шариковая ручка.
- Чем отличается шариковая ручка от перьевой?
- Какими ручками пишут сейчас?
- Как вы думаете, какой ручкой писать легче и удобнее? (Дети пробуют писать перьевой и шариковой ручками).
Выполнив это задание, получают букву Л.
Логопед : Ребята, посмотрите на карту и найдите, где спрятано следующее задание. По карте дети переходят в спальню. В спальне находят конверт с заданием. В конверте картинки со школьными принадлежностями. На мольберте два рюкзака.
Задание 4. Игра «Собери ранец».
Логопед : Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками. В розовый ранец надо собрать те предметы, названия которых делятся на 3 слога, а в синий ранец те школьные принадлежности, в названии которых 2 слога.
Сколько слогов, чтобы узнать,
Хлопать в ладоши пора начинать.
(Дети делятся на две команды. 1 команда собирает предметы в розовый ранец, 2 команда в синий).
Выполнив задание, дети получают букву О.
Затем дети идут к карте и определяют, где спрятано следующее задание.
Находят коробку с конвертами.
Задание 5. Для каждого ребёнка в конверте лежит картинка с изображением школьной принадлежности (ручка, книга, глобус, краски, ластик, кисть, карандаш, альбом).
Логопед : Ребята, каждому из вас надо выполнить звуковой анализ своего слова.
(Дети выполняют звуковой анализ и получают последнюю букву Ш).
Логопед : Ребята, разложите все собранные буквы и составьте из них слово.
(Дети собирают из букв слово ШКОЛА).
Логопед : А сейчас переверните буквы и догадайтесь по картинкам, где же спрятан сундук с сюрпризом. (Дети переворачивают буквы и по картинкам- подсказкам находят сундук в раздевалке).
Воспитатель: Вот сундук нашли, ура! Давайте откроем!
Открывают и находят в сундуке книгу —
Воспитатель: Ребята, так это не золото, не бриллианты, это ещё ценнее — это книга, источник знаний! Золото добывают из земли, а знания – из книги.