Печелиева Ирина Зурабовна
Конспект сказки «Кукольный теремок»
Конспект сказки «Кукольный теремок» с народными куклами.
Цели:
- знакомить детей с разными видами народной куклы;
-воспитывать интерес к народной культуре.
Ход. Ребята, помните сказку про теремок? Кто поселился в лесном теремке?
Публикация «Конспект сказки „Кукольный теремок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Смотрите, а у нас тоже есть домок теремок. Прямо как из народной сказки. Только в нашем теремке поселились тряпичные куклы. Посмотрите, как их много! И все они такие разные!
Вот в этих трех светлицах поселились три красы-девицы.
Это старшая из них – куколка Желанница. (Даю детям куклу в руки для рассматривания). Она любит красиво одеваться, наряжаться и перед зеркалом крутиться. Но Желанница – не бездельница. Она помогает любые добрые желания исполнять! Дарили ей красивую бусинку или ленточку яркую и на ушко желание шептали. Если желание доброе и тот, кто его загадал на печи не сидел, а старался и дело делал, то Желанница таким людям помогала и желания их исполнялись! (Забираю куклу, возвращая ее в теремок).
А это средняя сестричка, ростом невеличка, зато коса у нее – загляденье! (Даю детям куклу в руки для рассматривания). Зовут ее Куколка-на-счастье, потому, что дарят ее тем, кому счастья желают. И коса у нее такая длинная не только для красы. Ведь в косе вся ее сила – чем длинней коса, тем больше счастья. (Забираю куклу, возвращая ее в теремок).
А это младшая сестричка. Не смотрите, что она такая скромница. (Даю детям куклу в руки для рассматривания). Эта куколка очень важная. Ее самые маленькие детки делали и родителям дарили в ответ на те подарки, что им мамы и папы делали. Этой куколкой благодарили и радость дарили. И имя у нее подходящее – Отдарок-за -подарок. (Забираю куклу, возвращая ее в теремок).
А на крылечке собрались погреться на солнышке старые старушки куклы Зерновушки. С виду все они похожие. Но имена у всех разные. Одна фасолью набита. И зовут ее – Фасолинка. Другая горохом – Горошинка. А третья гречкой наполнена и имя у нее Гречишница. Давайте, ребятки, попробуем узнать-угадать, как какую куколку зовут! (Раздаю детям кукол, они их ощупывают, мнут и пытаются определить, чем набита кукла и как ее, соответственно, зовут). Молодцы! Угадали все имена! (Собираю кукол, возвращаю их на выставку).
Вот кукла Колокольчик – песенница и плясунья. (Достаю куклу, даю детям рассмотреть, позвенеть. Для данного занятия кукла колокольчик обязательно должна иметь подвязанный к юбочке звонкий колокольчик). Если вдруг кому-то скучно-грустно стало, то вмиг развеселит, тяжелые думы прогонит. И на любом празднике она главная гостья. Какой же праздник без песен и танцев? (Забираю куклу, ставлю на стол)
Услышали звонкие колокольчик куклы-хороводницы и прибежали на лужок плясать, хороводы водить. Посмотрите, как они танцуют, как юбочки нарядные летят-кружатся. (Демонстрирую, как «танцуют» куклы-хороводницы). А теперь, ребята, вы попробуйте заставить хороводниц плясать. (Раздаю детям кукол, они пробуют вращать их)
Но тут на полянку выходят парни-куклаки, богатырские кулаки. (достаю и показываю детям куклаков «кулачных бойцов») Все как один удальцы-молодцы, кулачные бойцы. Плясать они не захотели, а решили силушку свою богатырскую показать, руками помахать. Но драться не стали, а устроили тренировку по кулачному бою, чтоб драться не между собою, а с мешками.
Раздаю детям куклаков, проводим с ними «боксерскую тренировку». На палке подвешиваю мешочки, набитые сеном, а дети, вращая кукол, стараются попасть руками кукол по мешкам. Если есть желание, можно устроить и настоящие поединки. Выигрывает тот, кто сможет сбить шапочку с куклы соперника.
Ах, какие вы все ребята молодцы-удальцы! Ловкие да смелые! Куклаки наши убежали на речку купаться (убираю кукол). А у нас новое знакомство.
Посмотрите, кто это тут у нас за поленницей спрятался-притаился? Это зайка! Наш зайчик на пальчик, хоть и трусишка, но тоже затейник и весельчак. Хочет он с вами, ребята поиграть в прятки. (Играю «в прятки» с детьми и зайкой). Поиграл с нами зайка, а теперь ему в лес, домой пора. Попрощайтесь с ним, ребята.
А в этом окошке кукла Кормилка. (достаю куклу, даю рассмотреть детям) Она всему теремку хозяйка. Кормилка печь топит, кашу готовит, щи варит, блины жарит, хлеб печет за это ей от всех почет! (Возвращаю куклу на место).
А, посмотрите, кто это у нас во дворе еще есть? Лошадка да коровка! Как без них прожить в деревне? На лошадке и в город поехать, и поле вспахать, и урожай домой привезти. А коровка-кормилица молочко дает. Его и так пить и кашу сварить. А сколько вкусных продуктов из молока делают! Какие продукты из молока вы, ребята, знаете? (сыр, масло, сметана, йогурт, творог, мороженое)
Чтобы коровка молочко давала, а лошадка была сильная и здоровая за ними нужно ухаживать: чистить, водицей поить да сеном свежим и душистым кормить.
Кормит всех душистым сеном кукла кубышка-травница. Она все травы знает и простые, и целебные. Да и сама она сеном-травой набита. Ее и помять приятно, и понюхать!
Даю детям кубышку травницу, предлагаю помять ее, понюхать, как пахнет сено.
Провожу обобщающую беседу. Вот с какими народными куколками мы с вами сегодня познакомились. Запомнили, как кого из них зовут? Какая куколка вам больше всех понравилась?
Многих кукол мы делали вместе с детьми в разное время года.