Ирина Гребенкина
Конспект сенсорно-интегративного занятия «В гостях у бабушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект сенсорно-интегративного занятия с элементами кинезиотерапии
с детьми с тяжелыми нарушениями речи младшей группы по теме: «В гостях у бабушки»
Вступление
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она су ществует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель, в наше время – ЛурияА. Р., БехтеревВ. М., Сиротюк А. Л.
Публикация «Конспект сенсорно-интегративного занятия „В гостях у бабушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии, в частности детям с ОВЗ. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Виды кинезиологических упражнений:
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
В своем занятии использую :
Пальчиковую гимнастику : «Вышли пальчики гулять», «Ладошки», «Тесто».
Телесные кинезеологические упражнения : «Локоть-колено», «Кулачок-ладошка», «Кошка», «Колечко», «Домик», «Ладушки-оладушки», «Звездочки»,
«Зеркальные игры»
Дыхательное упражнение : «Запах теста»
Артикуляционная гимнастика : «Язычок».
Выбор именно этих действий физически посилен малышам с ОНР, активизирует речевую и моторную деятельность.
Цель: с помощью кинезеологических упражнений привлечь детей к совместной игровой деятельности для развития познавательной и речевой активности.
Задачи:
- учить детей внимательно слушать и запоминать небольшие фразы, воспроизводить услышанное: звуки, слова, фразы;
- пополнить их словарный запас;
- развивать ощущение собственных движений, пластики, координации и гармонизации движений посредством активизации действий пальцев рук;
- способствовать снятию мышечного напряжения, снижению уровня утомляемости и повышению уровня внимания с помощью кинезеологических упражнений;
- воспитывать доброе, уважительное, внимательное отношение к старшим, стремление помогать им и заботиться о них.
Ход занятия
1. Вступительная часть: приветствие гостей, организация детей и включение их в совместную деятельность:
а) - Ребята, давайте поздороваемся с гостями, они пришли посмотреть, как вы выросли, и порадоваться за вас.
б) Пальчиковая гимнастика:
- Где ваш ручки? Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять!
2. Основная часть
1) Упражнение в воспроизведении услышанных фраз: игра «Нам кто-то звонит!» (у каждого ребенка телефон, дети находятся у сенсорного столика)
- Я слышу кто-то нам звонит…Алло, это говорит бабушка Маша. Приходите к нам в гости! Повтори, Даша, что я сказала (дети повторяют фразу).
Воспитатель :
- Алло, кто это мяукает, мы тебя любим…Повтори,Ростислав! (дети повторяют эту фразу).
-Молодцы, ребята!
2) Развитие тактильных ощущений, слуха и речевого внимания: пальчиковая гимнастика «Ладошки».
Тук-тук-тук,Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук. (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)
Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат. (потирание кулачков друг о друга)
Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)
А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)
Переход к следующей деятельности с помощью упражнения «Локоть-колено» (перекрестный шаг).
-Давайте проведаем бабушку! Были, вы ребята, стали вы внучата (наряжаюсь в бабушку).
- К путешествию в сказку готовы? Да! Присаживайтесь, внучата!
3) Слушание сказки с использованием активизирующих внимание и речь кинезиологических упражнений «Кулачок-ладошка, «Кошка», «Колечко», «Домик», «Ладушки-оладушки» и дыхательной гимнастики (способ организации детей – сидя за столами).
Педагог-психолог рассказывает сказку «Два котенка» :
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок – гладят кулачок «Какой котенок? ( ответы детей :пушистый, ласковый, игривый…»).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»(повторяем вместе с детьми). В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны). И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка» (повторяем вместе с детьми) и увидел, что на полянке бегает черный котенок (гладим левую ладошку - «Пушистый, мягкий) (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами). Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе (повторяем вместе с детьми). Котенка звали Уголек (дети гладят левый кулачок).
Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции (повторяем вместе с детьми). И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко» : поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!», он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко» : из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).
И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка» (повторяем вместе с детьми).
Прибежали котята к бабушке в домик (упр. «Домик» : руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Домик какой? (высокий, деревянный, теплый).
Решили бабулю развеселить. Котята показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).
-Поели оладушки, а на ротике сметанка, надо ее слизать (артикуляционное упражнение «Язычок» (язычком облизыаем губки)
Наступила ночь, на небе ярко засверкали звездочки, вот так (пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем). Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
А бабушка услышала чей-то писк — Пи-пи-пи!
– Ребята, как вы думаете, кто это? (мышки, верно). Приглашаю с мышками поиграть за другим столом.
- Пока котята спят, мышки бегают ( водим мышками синхронными движениями: побежали мышки вправо (- Куда побежали, влево (- Куда побежали, а теперь разбежались в разные стороны (разводим мышек в разные стороны).
- Ой, кажется, котята проснулись, мышки, в домики! Найдите свой домик по цвету! (каждая мышка прячется в домик).
- А я слышу запах ароматных пирожков! Давайте понюхаем – вдох-выдох (повторяем 5-6 раз). Да это же тесто для пирожков подошло!
4) Пальчиковая гимнастика «Тесто» :
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто мнем, мнем, мнем.
Пирожки печем!
Пирожки печем!
- Ой, уже испеклись наши пирожки. А мы всех угостим и сами попробуем!
Итог:
- Что вы говорили по телефону?
- А сказка интересная?
- Как бегали котята?
- А кто спрятался в домики?
- Что мы нюхали?
- Вам было весело?