Татьяна Алексеевна Лепешкина
Конспект семинара-практикума с родителями «В стране оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: раскрыть значение конструктивной деятельности в развитии ребёнка; способствовать организации семейного досуга и совместной деятельности родителей с детьми; формировать нравственно-эстетическое отношение к действительности.
План проведения
1. Вступительное слово.
2. Теоретическая часть собрания.
3. Практическая часть собрания (практикум).
4. Заключительный этап. Чаепитие.
Ход мероприятия
1. Провести конкурс поделок «Оригамская сказка» и оформить выставку в группе.
Публикация «Конспект семинара-практикума с родителями „В стране оригами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оригами для детей
- Оригами по темам. Занятия и мастер-классы для детей
- Оригами. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Оформить цитаты:
«Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое» (японская мудрость)
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Василий Александрович Сухомлинский)
1. Вступительное слово.
Звучит японская мелодия.
ВЕДУЩИЙ 1: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы вам предлагаем отправиться в страну «Оригами». Мы надеемся, что все, что вы сегодня узнаете и чему научитесь, вам пригодиться в воспитании ваших детей.
ВЕДУЩИЙ 2: Я приглашаю вас в страну восходящего солнца – Японию, поближе познакомиться с её культурой и искусством.
2. Теоретический этап собрания.
РОДИТЕЛИ РАССКАЗЫВАЮТ О ЯПОНИИ
1. Япония лежит на островах, расположенных к востоку от тихоокеанского побережья Азии, в той стране, где восходит солнце. Поэтому ее издавна называют Страной восходящего солнца, что по- японски звучит как Ниппон (Нихон, а по- русски Япония. Слайд страна Япония на карте.
Япония в основном теплая и очень солнечная страна. Четыре пятых населения Японии живет в городах. Слайд флаг Японии.
2. Быт японцев сильно отличается от европейского. В японских домах мало мебели, весь пол покрыт циновками из рисовой соломы. Слайд комната японцев По ним ходят в носках, обувь оставляют на пороге. На полу сидят, когда обедают, на полу и спят, постелив матрацы, вернее, плетёные напольные маты – татами, поэтому пол идеально чист.
3. Своеобразно и японское искусство: живопись, кукольный театр. Славятся японцы умением составлять букеты цветов. Слайд икебана
4. Япония бедна полезными ископаемыми и природными ресурсами, поэтому ее хозяйство зависит от внешней торговли. Япония вывозит в другие страны машины, аппаратуру, ткани, а ввозит нефть, руду, лес, зерно. Слайд продукция японцев
5. Во всем мире известны хокку – стихи-картинки – нерифмованные стихи, состоящие из трёх строк. Каждое стихотворение хокку – маленькая волшебная картина. Японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в своем воображении. Всё стихотворение сразу оживает, играет красками.
В японских стихах вы не найдете рифм, к которым привыкли, читая русскую поэзию. Дело в том, что рифмы у японцев никогда и не было, обходились без неё. Читают стихи медленно и нараспев. Сочиняя хокку, поэт обязательно должен был упомянуть, о каком времени года идет речь.
ВЕДУЩИЙ1: Давайте и мы прочтем несколько из них.
Хокку читают родители
Мой родимый край! Промокли насквозь
Маленькая, но своя Все осенние жухлые травы -
Роща зеленеет… Исса Дождь над горами Дакоцу
Как хорош этот мир! Бабочка, не спи!
Звенят над лугами цикады, Ну, проснись же поскорее -
Соколы кружат… Исса Давай с тобой дружить! Басё
Большой муравей В мире все повидав,
Еле топает по циновке, Глаза мои снова вернулись
Какая жара! Сиро К белой хризантеме… Исса
ВЕДУЩИЙ1:
Японская мудрость гласит: Слайд «Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое».
Существует ещё один вид японского искусства – оригами.
Оригами – искусство складывания из бумаги – родилось в Японии около 15 веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен.
Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приёмы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.
Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении детской комнаты или подарены на день рождения.
Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик взлетает ввысь.
Оригами имеет большое значение в развитии ребёнка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. В процессе оригами решаются серьё зные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают разные виды треугольников и многоугольников, с лёгкостью ориентируются на листе бумаги. Развиваются моторика пальцев рук, логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое.
Таим образом, овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
Второй год мы в группе ведём кружок «Умелые ручки» -работа с бумагой в технике оригами.
Выходят дети, исполняют песню, дарят поделки-оригами, родителям и приглашают на практическую часть собрания.
1. В детском садике всем интересно,
Заниматься весело идем,
Об одном занятии чудесном
Мы сейчас вам песенку споем
Припев:
Оригами, оригами мастерить умеем сами:
И фонарик, и хлопушку, и загадочный цветок.
Оригами, оригами мастерить умеем сами:
И дракона, и лягушку, и загадочный цветок.
2. Что такое оригами?
Рассказать давно уже пора.
Это мир фантазии бумажной,
Это сказка, фокус и игра.
Припев тот же
3. Эта песенка полна мечтами,
Что когда-нибудь под Новый год.
И сама принцесса Оригами
Непременно в гости к нам придет.
Припев тот же
3. Практический этап собрания.
ВЕДУЩИЙ 2:
Журавли, лебеди… Эти птицы олицетворяют веру, надежду, любовь, верность. Недаром именно они являются основными компонентами двух скульптурных композиций, возведенных в Японии. С созданием этих памятников связаны печальные истории, произошедшие несколько десятилетий назад.
Рассказ о девочке Садако Сасаки из Хиросимы.
В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали её Сасаки, а фамилия её была Садако. Много лет тому назад, когда ещё Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье. На её родной город сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на гриб. Как огромная поганка, вырос он над главной площадью и накрыл своей огненной ядовитой шляпкой весь город. Рушились дома, замертво падали люди, почернели белые цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мёртвый город.
Когда Сасаки Садако появилась на свет, атомного гриба уже не было. Но его ядовитая частица уцелела. Она попала в кровь маленькой девочки, и Сасаки заболела тяжёлой лучевой болезнью. Сасаки поместили в городскую больницу. Девочке было очень тяжело бороться с болезнью: она была маленькой и слабой, а болезнь была большой и сильной. Сасаки страдала.
И однажды ей приснился сон. Девочке снилось, что она обязательно переборет болезнь и останется жить, если ей удастся сделать тысячу белых бумажных журавликов. Она спросила доктора: «Правда это?» Доктор ответил: «Правда, девочка».
Сасаки принялась за дело. Её пальцы ловко складывали листок бумаги пополам, потом вчетверо. Потом наискосок. Вот из сложенной бумаги уже выглядывает острый клюв. Вот получились короткие крылья. Журавлик! Да он совсем как настоящий. Кажется, взмахнёт крыльями и полетит. Сделав одного журавлика, Сасаки принялась за второго. Потом смастерила третьего. И вот уже маленькая белоснежная стайка уселась на её одеяле.
Сасаки работала каждый день, покуда у неё хватило сил. Её белые бумажные журавлики сидели на подоконнике, на полу, на столике. А до тысячи было далеко. Сасаки опечалилась.
Тогда доктор рассказал детям города Хиросимы о журавликах Сасаки, и они решили помочь своей маленькой подруге, попавшей в беду. Дети стали делать белых журавликов и приносить их в больницу. Вскоре Сасаки оказалась обладательницей огромной стаи. В этой стае было больше тысячи журавликов. Но Сасаки становилось всё хуже.
Но не только японские дети захотели помочь маленькой Сасаки Садако. Весть о её болезни долетела и до Москвы. И тогда московские школьники решили послать в далёкий город Хиросиму своего бумажного журавлика.
Но, к сожалению, белые журавлики не в силах победить страшную болезнь. Своими слабыми бумажными крыльями они не смогли заслонить Сусаки от смерти и спасти ей жизнь.
Узнав о смерти подруги, японские дети опечалились. Они решили собрать деньги и построить памятник Сасаки Садако и всем японским ребятам, погибшим от атомной бомбы.
И вот на одной из площадей города Хиросимы появился новый памятник. Проходя мимо памятника, люди останавливались, снимали шляпы и несколько секунд проводили в молчании. А дети приносили к подножию памятника белых журавликов…
Вот другая история
…Возле одной японской школы, в префектуре Ниигата, есть озеро, к которому дети и учителя ходят любоваться лебединой стаей. Всю зиму они подкармливают птиц, а весной провожают на родину, в Россию.
Однажды какой-то злой человек подбил двух молодых лебедей, и они не смогли улететь. Один, как его не выхаживали, вскоре погиб. А лебедь по имени Озетта остался жить в школе. Дети вырыли для него пруд во дворе, кормили и ухаживали. Они написали о своём лебеде русским детям, в одну из школ Хабаровска, и подружились с ними.
Три года прожил белоснежный лебедь в гостях у японских друзей, потом его не стало. Но японские дети не могли забыть Озетту, с помощью родителей они собрали деньги, заказали прекрасный памятник. И сегодня во дворе школы стоит огромный лебедь. Он вытянул шею и широко раскинул крылья – вот-вот улетит домой в Россию…
Задание №1
По объяснению и показу воспитателя изготовление журавлика.
Задание №2
Самостоятельно изготовить поделку в стиле оригами, предложив жизненную ситуацию.
- поехали на природу в летний жаркий день и забыли головной убор.
Задание №3
Смастерить поделку по предложенной схеме.
ВЕДУЩИЙ 1: Оригами поможет вам наладить общение с вашими детьми, подарить незабываемые минуты душевной близости.
4. Заключительный этап собрания.
ВЕДУЩИЙ 2:
Существует ещё одна знаменитая японская традиция – чайная церемония – тяною. Приглашаем вас испробовать чашечку полезного зеленого чая.