Анна Александровна
Семинар — практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста.
Тема: «Развиваемся играя».
Цель:
убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.
Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.
Задачи:
познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста;
Публикация «Семинар — практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста „Развиваемся играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
рассказать о значении игры в развитии ребёнка;
предоставить информацию об игровых формах развития речи.
План:
Теоретическая часть.
- Речь детей раннего возраста.
- Обсуждение результатов анкетирования.
- Значение игры в развитии ребёнка.
Практическая часть.
Формирование звукопроизношения:
1) Игрушки для развития дыхания;
2) Артикуляционная гимнастика;
3) Чистоговорки;
4) Игра «Кто как кричит».
Обогащение словарного запаса:
1) Игра «Мишка»;
2) Игра «Назови одним словом»;
3) Игра «Игры - загадки»;
4) Игра «Подбери по форме»;
5) Игра «Подбери по цвету»;
6) Игра «Вопросы»;
7) Игра «Чего не стало?»
Развитие мелкой моторики:
1) пальчиковые игры;
2) игры с предметами.
Ход семинара.
Добрый вечер, Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, поэтому я привлекла вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии таких познавательных процессов, как речь через различные игровые виды деятельности.
Развитие речи.
Словарный запас.
Умения называть существительные - названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, транспорта, овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей (кто это? Что это);
Обозначать прилагательные – цвет, величина, вкус, температура (какой? Какая).
Называть глаголы – обозначающие трудовые действия; действия противоположные по значению, характеризующие взаимоотношения людей (плакать – смеяться, радоваться – огорчаться) что делает? Что можно с ним сделать?
Использовать наречия – близко, далеко, высоко, темно, холодно и др.
Грамматический строй речи.
Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под); употреблять в речи вопросительные слова.
Связная речь.
Умение отвечать на вопросы по содержанию картины: во что одет? Кому? Какой? Куда? Составлять короткий рассказ совместно со взрослым; составить рассказ из личного опыта. Пользоваться словами речевого этикета.
Звукопроизношение.
Чёткое артикулирование звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных); умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Значение игры в развитии ребёнка.
По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника.
Подбирая игры для детей, важно определить цель, правила и предполагаемый результат.
Для того, чтобы игра принесла пользу необходима творческая активность детей, целесообразное содержание правильное использование игрушек и наглядных материалов. Участвуя совместно, взрослый контролирует ее процесс, и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые игры, зависит успех предполагаемого результата.
Формы развития речи.
Формирование звукопроизношения
1) Развитие речевого дыхания.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Игрушки для развития речевого дыхания дыхания: свистульки, дудочки, мыльные пузыри, надувание шарика, дуть на ветрячок, дуть на ватные комочки;
Воспитатель показывает «Чудо – зонтик».
- «Веселый зонтик» оборудован для проведения дыхательной гимнастики: в зависимости от времени года и проводимого занятия, на зонтике меняются подвижные элементы (снежинки, капельки, цветочки, бабочки и т. п.).
(видео «Игры с пеной», «чудо-зонтик»).
2)Артикуляционная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Воспитатель вместе с родителями выполняет комплекс артикуляционной гимнастики, раздаёт листы с комплексом для занятий дома (приложение).
3)Чистоговорки.
- Чтобы помочь малышу автоматически произносить некоторые звуки, закрепить правильное их звучание, очень удобно, интересно и весело использовать детские чистоговорки. Многократное повторение коротеньких стихов поможет ребенку освоится и уже не задумываться, где же находится его язычок во время произнесения слов.
Воспитатель вместе с родителями проговаривают предложенные чистоговорки, раздаёт листы с чистоговорками для занятий дома (приложение). Показ видео – чистоговорки.
4) Игра «Кто как кричит».
- Чтобы побуждать ребёнка произносить разные звуки, можно в процессе игры с фигурками домашних животных показывать малышу, как издают звуки животные. Когда ребёнок освоит звукопроизношение, животных можно спрятать их в домик и попросить ребёнка показать звуком разных животных. Какого животного ребёнок показал, то «выходит» из домика.
Обогащение словарного запаса.
Игра «Назови одним словом» Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий. Описание игры Воспитатель демонстрирует детям каждую грань куба с прикрепленными к ним предметными картинками. Задача детей назвать картинки, изображенные на одной грани куба, одним обобщающим словом.
Игра «Подбери по цвету» Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей
качественных прилагательных. Описание игры Педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов, растений того же цвета, что и грань.
Игра «Игры - загадки» Цель: расширение словаря прилагательными. Описание игры Педагог загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки. Например: бурый, косматый, неуклюжий и т. д. Ребенок должен отыскать картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Если выбор верен, ребенок прикрепляет картинку к кубу. Условия измениться: педагог выбирает картинку, а ребенок дает характеристику изображенному на ней животному или предмету.
Игра «Чего не стало?» Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания. Описание игры. Воспитатель выставляет перед детьми куб с прикрепленными к его граням картинками, предлагает посмотреть на картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну картинку. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос «Чего (кого) не хватает?». Ответы должны быть полными: «Не стало рубашки.» и т. п.
Игра «Мишка». Цель: упражнение детей в образовании существительных именительного падежа, единственного числа. Описание игры: К детям приходит Мишка (его держит воспитатель). Мишка задаёт вопросы: что это? Кто это? Дети отвечают на вопросы. Ответы должны быть полными: «Это мяч.» и т. Д.
Игра «Вопросы».
Воспитатель проводит игру с родителями. Родители стоят в кругу, воспитатель бросает каждому мяч и называет вопрос.
Вопросы:
- у нас есть руки?
- у машины есть колёса?
- что мы одеваем на голову?
- у собачки есть лапки?
- колёса у машины квадратные?
- у кошки есть рожки?
- на чём можно летать?
- корова живёт в лесу?
- варенье сладкое или горькое?
- днём светло или темно?
- деревья высокие или низкие?
- камни твёрдые или мягкие?
- кто умеет плавать?
- снег холодный или горячий?
- сколько у нас ног?
-когда мы просыпаемся?
- когда ложимся спать?
Развитие мелкой моторики:
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.
Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.
Пальчиковые игры.
Воспитатель вместе с родителями играет в пальчиковые игры (приложение). Показ видео – пальчиковые игры.
Игры с предметами.
- Браслеты из пуговиц (показ видео);
- игры с прищепками (показ видео);
- игры с природным материалом (показ видео «Играем с природным материалом);
- геометрические фигуры из ткани (показ видео: игра «геометрические фигуры»);
- развивающие игрушки своими руками: домики, цветик – семицветик, чудо-дерево;
- игры с крупами, макаронами, семенами.
Воспитатель предлагает смастерить что-нибудь из макарон, различных семян и солёного теста.
Воспитатель раздаёт памятки – советы по развитию речи детей; предлагает родителям нарисовать личико – смайлик, чтобы понять их настроение.