Кофанова Елена Валерьевна
Конспект занятия в подготовительной группе «Секреты бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект занятия в подготовительной группе
«Секреты бабушкиного сундучка».
Цель: научиться выполнять кубанскую тряпичную куклу-закрутку на основе традиционной технологии; формирование у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию кубанского казачества.
Материал на каждого участника мастер-класса:
• початок кукурузы;
• нитки – 1 катушка;
• белая ткань размером 20х20 см;
• цветная ткань размером 15х15 см;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
• цветная ткань размером (треугольник)10х6х6 см.
• ножницы.
Оборудование: ноутбук, монитор, картинки – ответы, мини-сундук, клей-карандаши по кол. участников, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас сегодня отправится в путешествие в прошлое и посмотреть, как жили наши предки казаки в далекие времена, а также заглянуть в бабушкин сундук и узнать, какие сокровища наших предков хранятся там. Вы согласны отправиться со мной?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо. Для этого нам нужно, чтобы мальчики надели папахи, а девочки платки. Теперь все встанем в круг, и все вместе скажем заветные слова: «Покружились-покружились и в нашем прошлом очутились». Вот как замечательно. Посмотрите, а вот и бабушкин сундучок. Проходите, присаживайтесь.
Воспитатель: Ребята, речь наших кубанских казаков интересна тем, что представляет собой смесь языков двух народов: русского и украинского и сплошь пересыпана пословицами и поговорками. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки в станицах, они отвечают: «На нашем, на казачьем, на кубанском балакаем».
Если ты казак, казачка
С детства твой язык балачка.
В мире он не знаменит,
Но с народом крепко слит.
В нем искрится юмор тонкий,
Как родник он для потомков.
Должен ты, казак, беречь
И кохать родную речь.
Чтобы выполнить это пожелание давайте, ребята, составим сегодня коллекцию под названием «Кубанская балачка».
Раз-два-три! Сундучок ты отвори!
Бабушкины сокровища рассмотри!
Первое сокровище – казачий словарь. В речи бабушек и дедушек встречаются слова порой непонятные нам. Что же они значат, как звучат в нашей речи? Давайте сейчас это вспомним, услышим, увидим и запомним.
Что такое СКРЫНЯ?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно ребята, скрыня – это бабушкин вместительный сундук, выполняет роль современного шкафа. До сих пор можно встретить его в домах станичников.
Как вы думаете, как называется дом казака?
Ответы детей
Воспитатель: Верно ребята, это действительно Курень или хата. Ребята, в каждой казачьей хате самое лучшее и видное место было отведено под красный угол или божницу. Там размещались иконы, лампада, украшался этот угол вышитыми казачками рушниками.
А кто знает, чем обогревали казаки свой курень?
Ответы детей
Воспитатель: действительно каждый курень (хата) согревался печью - пичью. На ней готовили еду, сушили одежду, спали, когда она остывала. Печь летняя называлась кабыця.
Пищу готовили в корчажках – горшках, чугунках и доставали из печи рогачом – ухватом, чтобы не обжечься. А как вы думаете в чем казаки носили молоко, квас и тд?
Ответы детей
Воспитатель: правильно Молоко, квас, воду разливали в глиняные глечики – кувшины, которые из глины делали мастеровитые казаки-гончары.
А чем же лакомились наши прабабушки и прадедушки и как они это называли?
Ответы детей
Воспитатель: Верно ребята, а вот еще несколько новых слов
Соняшник – подсолнух. Очень любили казаки и казачки семечки подсолнечные погрызть. Были они для всех доступны и вкусны, как конфетки.
На бахче росли крупные, сочные кавуны – арбузы, а вот в огородах зрели огромные гарбузы- тыквы. Тыкву в каждой семье запекали, добавляли в каши, кормили скот.
А мелкие абрикосы и поныне на Кубани зовутся жердёлой, шелковицу называют - тутовник
Вы внимательно смотрели и слушали меня.
Дети: да
Воспитатель: Давайте теперь оформим эту страничку нашей коллекции на бумаге. Я называю слово из казачьего словаря, вы подбираете соответствующую картинку и приклеиваете ее на лист.
ФИЗМИНУТКА
Кубанская природа, (отвести левую руку в сторону)
Родные нам места. (отвести правую руку в сторону)
Живет здесь сто народов, (сводить и разводить пальчики)
А может больше ста.
Кубанец я, ты тоже! (указательные пальцы на себя, затем на детей)
Мы вместе, мы дружны. (сжимать, разжимать скрещенные пальцы)
Мы делать все, что можем, (сжимать, разжимать кулачки)
Для Родины должны.
Воспитатель: Моя бабушка - рассказывала мне, как во времена их детства, девочки играли в кукурузные куклы. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.
Такими куклами долго и с удовольствием играли все девочки хутора.
«Куклы - игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте. Потом эти куклы переходили к детям».
Но моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Главной особенностью куклы-закрутки является то, что делают ее без иголки и обычно у кукол не была лица. Такие куклы называли безликими. По поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может селится нечистая сила. «Безликая» кукла не могла навредить ребенку.
Интересно?
Дети: да
Воспитатель: Вы поможете моей кукле найти подружек?
Дети: да
Воспитатель: Тогда берём початок кукурузы, сверху накрываем кусочком ткани белого цвета размером 20х20см., фиксируем ниткой и завязываем на узелок. Получилась голова. Оттягиваем противоположные углы белой ткани в стороны, фиксируем ниткой угол приблизительно на 1,5-2 см и завязываем на узелок нитку. Это получились «руки» куклы. Отложили то, что получилось в сторону. Берём любую цветную ткань размером 15х15 см, складываем пополам и стягиваем нитку, проложенную внутри, на поясе. Это у нас получилась «юбка». Можно одеть куколке на голову косынку. Вот и всё. Ребята у вас у всех получились очень замечательные куклы. Сколько подружек нашла моя кукла, давайте сделаем хоровод.
Теперь каждый из вас держит в руках частичку истории, доброты, традиции наших предков.
Рефлексия: Ребята! Работу над коллекцией мы будем продолжать на следующих занятиях. А сейчас я подготовила для каждого из вас карточку с тремя смайликами. Один грустит - значит, ему было неинтересно, другой скучает – все происходящее оставило его равнодушным, третий улыбается – ему было комфортно, интересно. Пожалуйста, возьмите цветной карандаш и раскрасьте смайлик, соответствующий вашему состоянию.
Спасибо за участие!