Елена Перетрухина
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Зимние явления в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ (СЦЕНАРИЙ)
организованной образовательной деятельности
с детьми старшего возраста
на тему: «Зимние явления в природе»
образовательная область «Познавательное развитие. Природный мир»
Перетрухина Елена Анатольевна,
воспитатель высшей категории
Саратов, 2023 г.
Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.
Задачи:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста „Зимние явления в природе“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Образовательная :
Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения.
• Развивающая:
Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.
• Воспитательная:
Воспитывать интерес к природе, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Словарная работа: метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, наблюдения за зимней погодой; чтение рассказов о зиме.
Оборудование (развивающая предметно-пространственная среда) :
Видео «Зимний лес», видеопрезентация «Зимушка-зима», видеофизминутка «Мешок Деда Мороза».
Используемые методы (технологии) :
Практические: дидактические игры.
Наглядные: демонстрация, показ, рассматривание.
Словесные: беседа, объяснение, чтение стихов.
Ход ООД:
I.Сюрпризный момент.
Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. А сейчас послушайте загадку и попробуйте угадать, о каком времени года в ней говорится:
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт. (Зима)
Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство.
Сейчас закрывайте глазки, повторяйте за мной волшебные слова :
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем,
Мы волшебный мир откроем,
О котором не забудем.
Открывайте глазки. Где мы с вами очутили
https://www.youtube.com/watch?v=AL5ACV-12ro&t=63s[/video]
Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота!
II.Основной этап занятия.
1. А теперь послушайте ещё одну загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром.
(Зимние месяцы)
О чём эта загадка?
Вспомните, как называются зимние месяцы? А сейчас я вам про них почитаю сказку.
Собрались как-то раз все двенадцать месяцев в лесной избушке старшего брата Января.
За окном вьюга завывает, метели тропинки заметают, деревья от мороза потрескивают, звери и птицы в норы и дупла попрятались, а в избушке тепло, на столе ярко светит лучина.
Сидят месяцы за круглым дубовым столом, пьют чай с медом и неторопливо между собой о том о сем беседуют.
Вот молодой синеглазый месяц Март и спрашивает старшего брата Января :
— Скажи, брат, почему тебя таким именем зовут?
— Эх, братишка, давно это было. Еще когда древние римляне на земле жили. Они думали, что есть на свете бог времени — Янус. Вот в честь него и назвали меня Январем. В Древнюю Русь пришло мое имя издалека — из страны Византии.
— А я слышал, в старину тебя на Руси иначе называли, — вмешался в разговор золотоволосый красавец Сентябрь.
— Да, это верно. Я все свои прежние имена помню, они к русской природе ближе и людям понятней. Называли меня Студень.
Как вы думаете почему?
Потому что я студеный, холодный месяц. Звали и Сеченем — зиму я пополам рассекаю. Еще звали Лютовеем, Трескуном.
Подумайте, почему январь называли Лютовеем и Трескуном?
— Знаю, знаю, — откликнулся Июнь. Потому что ты лютые, трескучие морозы на землю шлешь.
—Э-эх! — мечтательно вздохнул Январь. Правильно, конечно, вы говорите, что и лютый я, и студеный. Но ведь давали мне и красивые имена, например, Просинец,
— А почему? — поинтересовался Март.
— Потому что в январе день прибывать начинает, пусть на немного, на воробьиный скок, но все же удлиняется, и в небе среди серых облаков иногда яркая просинь играет. Так-то! — закончил старший брат Январь рассказ о своих именах.
— Ну уж раз мы об именах заговорили, то и я хочу кое-что рассказать, — вступил в разговор Февраль. — В старину звали меня Лютым. Говорили, что у февраля два друга — метель да вьюга. И правда! Нравится мне по дорогам гнать снежных змеек. А вот кто из вас догадается, почему меня Бокогреем называли?
Месяцы призадумались.
А вы догадались, почему Февраль Бокогреем звали?
— Да потому, что люблю я теплыми солнечными лучами поиграть, хоть и недолго, да всех погреть. Вот и получается, что я месяц-бокогрей — один бок стужу, а другой согреваю. Есть у меня в запасе и яркие солнечные деньки, и ясное синее небо. Недаром говорят — февральская лазурь. Я весне двери открываю. Солнце на лето поворачиваю. Целых три часа дню прибавляю!
— Ну что ж ты, братец Декабрь, помалкиваешь? Расскажи нам о себе, — попросил веселый Июнь.
— Да что о себе говорить. Меня и так все знают. Декабрь — первый зимний месяц. А зимушка-зима серебряным звоном начинается! Звенит застывшая земля, звенят замерзшие ветви деревьев, звенит ледок на лужах. Месяц я хмурый, бессолнечный. Оттого и имя народ мне такое дал — Хмурень. А еще я холод несу, студеными ветрами вею. За стужи меня называют Студень, Стужайло. Я год замыкаю, вас, месяцы, в хоровод собираю. Ведь 31 декабря отмечается последний день уходящего года. Люди елки наряжают, подарки друг другу делают, счастья и здоровья желают. Несмотря на то, что холоден я да хмур, любят меня и ждут.
Вопросы и задания
1. Где собрались месяцы?
2. Почему Январь назван старшим братом?
3. О чем говорили месяцы?
4. Вспомните и назовите старинные имена месяцев.
2. Давайте отдохнём немного.
Физминутка «Мешок Деда Мороза»
https://www.youtube.com/watch?v=sRZHBg-gM9g&t=1s
3. А теперь мы с вами поговорим о зимних явлениях природы, но сначала посмотрим презентацию «Зимушка-зима»
https://www.youtube.com/watch?v=ODLVvWK2g_0&t=133s
«Оттепель»
– Что такое оттепель?
Оттепель – это когда становится теплее, снег начинает таять, он мокрый и липкий, и тогда из него легко лепить снежинки.
Иней
Беседа «Как образуется иней?»
Иней образуется так же, как и роса. Иней — это твердая роса.
После захода солнца поверхность земли начинает охлаждаться, к утру становится еще холоднее. Охлаждается и прилегающий к земле слой воздуха.
Если в этом воздухе содержится много водяных паров, то, соприкасаясь с охлажденными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды.
Это роса. Она образуется, когда поверхность земли и находящиеся на ней предметы охлаждены до температуры выше 0°.
При более сильном охлаждении, когда температура оказывается ниже 0°, на земле и на разных предметах оседают не капли, а кристаллы воды. Э
то иней. Он образуется на земле, траве, камнях и других предметах. Образование инея обычно происходит в тихую погоду и при легком ветерке.
После оттепели ударит мороз и на деревьях, проводах образуется пушистая снежинка бахрома – иней, все становится красивым, завораживающим.
Метель, вьюга
- Как называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)
- Какие трудности может принести метель людям?
(пешеходам трудно добираться до работы, дворникам приходится много кидать лопатой снега, трактористам чистить дороги для проезда машин, становится холодно дома нужно топить печь).
4. А сейчас, давайте поиграем и проверим кто из вас самый внимательный.
Игра «Хлопки».
Хлопните в ладоши, если это зимнее явление природы : капель, иней, листопад, снегопад, мороз, ледоход, вьюга, оттепель, метель, дождь, поземка.
5. Подвижная игра. «Снегопад, метель, поземка» :
Снегопад – кружатся и приседают;
метель – быстро бегут, взявшись за руки;
поземка – кружатся в приседе.
6. Напоследок проверим, как вы запомнили зимние явления природы. Загадки:
Белый пух лег на дорог,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется… ( Ответ: Снег)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. ( Ответ: Иней)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья… ( Ответ: Вьюга)
Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? ( Ответ: Поземка)
Молодцы!
III. Итог:
Про что мы сегодня говорили на занятии?
Даниил, что нового ты узнал? Денис, чем тебе понравилось занятие? Вам было интересно? Даша, какие зимние явления ты уже знала? Вика, о каких зимних явлениях ты узнала сегодня?