пасхина ольга
Конспект занятия с занимательными опытами для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Академию наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с неизвестными качествами и свойствами уже знакомых веществ.
Задачи:
Образовательные:
• формировать ориентацию на стремление к познанию;
• формировать наблюдательность, умение фокусировать внимание на объекте изучения;
• формировать мыслительные операций (анализ, обобщение);
Развивающие:
• развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности;
• развивать речь, умения описывать результаты наблюдений, строить простейшие умозаключения;
Воспитательные:
• воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
Публикация «Конспект занятия с занимательными опытами для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в Академию наук“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• воспитывать любознательных личностей.
Материал для занятия : пищевая соль; крахмал; пищевой краситель жидкий; гуашь; вода; прозрачные баночки; прозрачные миски; мерные ложки; тарелки; молоко; жидкое мыло; ватные палочки; скрепки; магниты.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, возьмите друг друга за руки и сделайте круг.
В круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо, а теперь пойдём налево,
в центре круга соберёмся и на место все вернёмся.
Все в сборе - дети, взрослые, мы можем начинать,
но прежде надо дружно, всем «здравствуйте!» сказать.
Воспитатель: - Скажите, а кто любит проводить опыты и эксперименты?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия наук». Мы превратимся с вами в ученых. Хотите стать учеными?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Говорим со мной все вместе:
«Топ, топ, хлоп, хлоп.
Вокруг себя повернитесь
И в лаборатории окажитесь!»
(звучит волшебная музыка)
Воспитатель: - Вот мы с вами и в лаборатории. (слайд № 1 с лабораторией) Для того чтобы начать работу, что нужно сделать?
Дети: - Надеть халаты и шапочки.
Самый практичный на свете наряд,
белая шапочка, белый халат.
Застегнём застёжки на этой одёжке.
На глаза очки наденем, на руки - перчатки.
1,2,3,4,5 – мы готовы приступать!
Воспитатель: - Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: - Лаборатория - это специальное место, где проводят разные испытания, опыты и эксперименты.
Воспитатель: - Что такое эксперименты?
Дети: - Эксперименты - это опыты, которые проводят учёные, чтобы убедиться в правильности своих предположений.
Воспитатель: - Скажите, по вашему мнению, следует быть осторожными при работе в лаборатории?
Дети: - Да.
(слайд № 2 с правилами)
Воспитатель: - Обратите внимание на правила и назовите их:
Дети: 1. Не кричать
2. Не трогать без разрешения
3. Не пробовать на вкус
4. Соблюдать осторожность
5. Работать только на своём месте
Воспитатель: - Дорогие ребята, хочу с вами поделиться. Я и много других моих коллег учёных приняли участие в международном конкурсе опытов и экспериментов. В финал вышли я и мой друг профессор Чудаков, давайте поприветствуем его.
Дети: - Здравствуйте!
Чудаков: -Подождите, подождите, уважаемые, я не один! Хочу представить вашему вниманию моих помощников, учащихся школы занимательных наук (входят дети в белых халатах и шапочках)
Дети - помощники: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Ребята, помогите нам. Наша цель выбрать наиболее достойные и интересные эксперименты, которые будут представлены на данный конкурс. Поможете?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Ну, что же, начнём с вас, коллега. (обращаясь к Чудакову)
Ребята присаживайтесь. (дети садятся на стулья, и профессор Чудаков проводит опыты)
Воспитатель: - Спасибо, профессор!
Воспитатель: - Дорогие друзья, а сейчас предлагаем и вам побывать в роли великих химиков, и самим провести несколько простых, но очень интересных опытов!
Чудаков: - Но, прежде чем вы начнёте, я приглашаю к себе по одному представителю от каждой группы. Вы должны выбрать маршрут, по которому будете последовательно перемещаться. (дети выбирают схемы)
Занимайте свои места в соответствии цвета. (дети рассаживаются на свои места).
Воспитатель: - Ребята, как вы считаете, можно ли рисовать на молоке?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: - Давайте проверим. Вам нужно молоко налить аккуратно в тарелку, накапать по несколько капель разной краски. Обмакивая ватные палочки в жидкое мыло, погружаем их в тарелку с молоком.
У вас на столах находится необходимый материал и оборудование для опыта. Вы должны самостоятельно по схеме провести его. Начинайте.
Воспитатель: - Закончили, подойдите ко мне. Скажите, получилось у вас рисовать? Какой мы можем сделать вывод?
Дети: - При добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла краска сбивается в полоски и образует неожиданные рисунки на поверхности молока.
Воспитатель: - Я с вами абсолютно согласна. Жидкое мыло начинает взаимодействовать с жиром, содержащимся в молоке, тем самым приводя молоко в движение, образует необыкновенные рисунки на поверхности молока.
Воспитатель: - Сейчас давайте отдохнём.
Физкультминутка
Чудаков: - Продолжаем, ребята. Мы все с вами знаем свойства воды? Какая она может быть? (Ответы детей)
Чудаков: - А хотите, сделать твёрдую воду? Для этого вам нужно насыпать в миску 6 столовых ложек крахмала, добавить пару капель пищевого красителя, и 2 столовые ложки воды. Все хорошо перемешать. Попробовать перелить смесь из одной миски в другую. Проверить, опустив палец в смесь, испачкается ли он? А затем попробовать резко и твердо «бить» смесь.
У вас на столах находится необходимый материал и оборудование для него. Вы должны самостоятельно по схеме провести его. Начинайте.
Чудаков: - Закончили, подойдите ко мне. Получилась у вас твёрдая вода? Что мы можем сказать?
Дети: - Если медленно опустить в полученную жидкость пальцы, то она стекает. Со всей силы ударить по ней кулаком, поверхность жидкости превратилась в упругую массу.
Чудаков: - Да, вода с крахмалом ведёт себя не так, как обычная жидкость. Если на неё воздействовать силой, т. е. бить, сжимать, давить - она становится твёрдой, благодаря чему по ней можно даже бегать.
Чудаков: - Сейчас давайте отдохнём.
Физкультминутка
Воспитатель: - Ребята, продолжая говорить о свойствах воды, у меня к вам возник один вопрос. Можно ли кубики сахара окрасить?
Воспитатель: - Давайте проверим. Вам нужно шесть кусочков сахара рафинада. Ставите кубики друг на друга в порядке уменьшения.
1-й этаж башни будет состоять из 3-х кусочков сахара;
2-й этаж башни состоит из 2-х кусочков сахара;
3-й этаж - соответственно из 1-го кусочка сахара;
Затем очень аккуратно наливаете окрашенную воду в ёмкость, и наблюдаете, что происходит.
У вас на столах находится необходимый материал и оборудование для него. Вы должны самостоятельно по схеме провести его. Начинайте.
Воспитатель: - Закончили, подойдите ко мне. Скажите, получилось у вас окрасить все кубики сахара? Какой мы можем сделать вывод?
Дети: - Сначала окрашивается основание башни, затем вода поднимается вверх, и окрашиваются все кубики. Башня из сахара разрушается.
Воспитатель: - Вода является хорошим растворителем, а сахар растворяющее вещество в воде. Молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
Воспитатель: - Сейчас давайте отдохнём.
Физкультминутка
Чудаков: - Ребята, как вы считаете, можно ли достать без помощи рук предмет? (Дети высказывают свои предположения)
Чудаков: - И опыт так и называется, «Достань без помощи рук».
Вам необходимо налить в стеклянную баночку воду, и опустить в неё несколько металлических скрепок. Попробовать достать скрепки без помощи рук.
У вас на столах находится необходимый материал и оборудование для него. Вы должны самостоятельно по схеме провести его. Начинайте.
Чудаков: - Закончили, подойдите ко мне. Как успехи, удалось достать металлические предметы? С помощью чего вы их достали? Что мы можем сказать?
Дети: - Магнитная сила проходит через пластик, стекло.
Воспитатель: - Вот мы и закончили с вами работу в лаборатории.
Мы снимаем практичный наряд,
белую шапочку, белый халат.
Расстёгиваем застёжки на этой одёжке.
Снимаем с глаз очки, с рук - перчатки.
1,2,3,4,5 – мы готовы завершать!
Воспитатель: - Нам пора возвращаться.
«Топ, топ, хлоп, хлоп.
Вокруг себя повернитесь
и из лаборатории вернитесь»
(звучит волшебная музыка)
Чудаков: - Интересно было? Какой больше всего вам понравился опыт или опыты, которые будут представлены нами на финал конкурса?
(Дети высказываются)
Воспитатель: - Спасибо вам за помощь и активное участие. Надеемся, вы расскажите своим друзьям, и даже можете повторить эти опыты дома с родителями!
- Ребята, за успешное проведение опытов мы вручаем вам удостоверения юного химика! Спасибо!
Чудаков: - А я в свою очередь хочу поблагодарить своих помощников и вручить им благодарности. Спасибо!