Получи документы

Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников»

Горбунова Елена Анатольевна
Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»

Конспект родительского собрания

в старшей группе на тему : «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников в детском саду и дома».

Подготовила: Горбунова Е. А.

Г. Семенов

2023г.

Цель: повышение педагогической культуры и просвещения родителей.

Задачи:

Публикация «Конспект родительского собрания „Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников“» размещена в разделах

1. Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

2. Познакомить с опытами, играми – экспериментами, которые можно проводить в детском саду и дома в старшем дошкольном возрасте.

3. Привлечь внимание родителей к теме «Безопасное поведение детей на улице и дома».

План проведения:

1. Консультация воспитателя Потехиной И. В. на тему «Безопасное поведение детей на улице и дома» (с просмотром презентации).

2. Выступление воспитателя Горбуновой Е. А. на тему: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников в детском саду и дома» (с просмотром презентации).

3. Проведение опытов:

- с водой,

- воздухом.

3. Итог собрания.

Материалы для игр – экспериментов: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина; воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

Ход собрания

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании.

Слайд 1. Основная часть нашего собрания будет посвящена теме «Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников в детском саду и дома».

Слайд 2. Начнём мы разговор с китайской пословицы, которая описывает способ восприятия и познания окружающего мира ребё нком: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Уважаемые родители, как вы понимаете эту пословицу? (Знания усваиваются прочно и надолго, если ребёнок видит, слышит и делает всё сам).

Слайд 3.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Слайд 4.

Возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка. Этот период называют сензитивным (то есть самым главным) для развития всех познавательных процессов : внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Поэтому важнейшая задача взрослых (педагогов и родителей) – не пресекать поисковую, исследовательскую деятельность, а активно им в этом помогать.

Слайд 5.

Важнейшее направление деятельности детей в детском саду – познавательно - исследовательская деятельность. Как вы думаете, что подразумевается под познавательно-исследовательской деятельностью в детском саду? (наблюдение, экспериментирование, опыты).

В детском саду используются следующие формы организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками :

- познавательные занятия (Например, проводилось занятие по ознакомлению со свойствами материалов: резина, бумага, ткань, где мы познакомились с понятием упругость, тягучесть, промыкаемость, плотность);

- Беседы ( например на тему: «Откуда берётся дождь», «Почему утром появляется роса на траве?», «Что такое оттепель?»);

- дидактические и развивающие игры и упражнения;

- сюжетно-ролевые игры;

- эксперименты и опыты («Вода и лёд», «Свойства песка и глины»);

- конкурсы, праздники и развлечения.

Слайд 6.

Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование.

Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое

переводится как «проба», «опыт».

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.

Опыты - словно фокусы. Только загадка фокусов останется неразгаданной, а вот все, что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?».

Слайд 7.

Нужно ли заниматься с дошкольниками экспериментированием и зачем? (Ответы родителей).

Перечислим функции детского экспериментирования:

- положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка (прогулки с наблюдением за природой успокаивают детей; работа с сыпучими материалами, например, с песком - расслабляет);

- даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта (например, при наблюдении за падающими листьями осенью дети впервые узнали, почему лиственные деревья сбрасываю листья, а летом – нет);

- активизирует его мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, классификация);

- обогащает знания и память ребёнка;

- стимулирует развитие речи (Дети в 5 лет уже способны запомнить некоторые научные термины, например, испарение, влага, сыпучесть).

Начиная с этого месяца, в нашей группе будет организована углублённая работа в области опытно-экспериментальной деятельности. И, конечно, уважаемые родители нам понадобится ваша посильная помощь: в обогащении уголка экспериментирования в группе недостающим лабораторным инвентарём, помощь в проведении и оформлении мини-проектов по экспериментированию. Надеемся на вашу поддержку и помощь.

Слайд 8.

Рассмотрим направления экспериментальной деятельности старших дошкольников :

1. Живая природа: наблюдение за растениями, насекомыми, животными;

2. Неживая природа: изучение свойств материалов: дерева, пластмассы и т. д.

3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир.

Слайд 9.

По каким же этапам проходит экспериментирование? Обратимся к слайду.

1. Постановка исследовательской задачи (самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2. Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

5. Наблюдение результатов эксперимента.

6. Формулировка выводов.

Слайд 10.

Рассмотрим, что входит в уголок эксперименитирования:

-- Приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты.

-- Разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл.

-- Природный материал: мелкие камни, песок, ракушки, шишки, перья, мох, пух, листья, семена и др.

-- Технические материалы: скрепки, болты, гвозди и др.

-- Разные виды бумаги: цветная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная.

-- Красители: гуашь, акварельные краски, природные и пищевые красители.

-- Медицинские приборы и материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, йод, зеленка, вата, марлевые салфетки.

-- Прочие, разнообразные по назначению качествам и свойствам, материалы: зеркала, воздушные шарики, мука, соль, сахар, крупы, пенопласт, полиэтиленовая пленка, пуговицы, поролон, фольга, парафиновые свечи.

Уважаемые родители, а как вы думаете, нужно ли заниматься экспериментированием родителям со своими детьми? (Да.) Верно. Совместные занятия с родителями дают ребёнку возможность не только больше познать, но и придают ему уверенности и значимости его познавательной деятельности.

А сейчас я познакомлю вас с некоторыми занимательными и простыми опытами, которые не требуют специального оборудования и дорогих материалов. Их можно выполнять и в домашних условиях.

Опыт 1. Опыт с воздухом «Пузырьки спасатели».

Уважаемые родители, сначала вспомните и назовите свойства воздуха (ответы родителей).

Свойства воздуха:

1. Воздух существует;

2. Воздух невидим;

3. Воздух не имеет вкуса;

4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;

5. Мы дышим воздухом;

6. Есть ли вес у воздуха;

7. Воздух очень легкий;

8. Воздух легче воды;

9. Горячий воздух легче холодного;

10. Ветер – это движение воздуха;

11. Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;

12. Воздух давит на предметы во все стороны;

13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.

Ведущая: Сейчас мы это проверим.

Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки-спасатели».

Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Ведущий: Как вы думаете, что будет, если опустить кусочки пластилина в газированную воду? (Ответы родителей). Проверим это. Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)

Ведущий: Почему пластилин падает на дно? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

Ведущий: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Ведущий: Какой мы можем сделать вывод (Ответы родителей.) Воздух легче воды и может выталкивать предметы из воды.

Опыт 2. «Разные жидкости»

Родителей приглашают к столу. На столе четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.

Ведущий: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?

Ответы родителей. Родители проводят эксперимент.

Ведущий: В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.

Заключительная часть:

Слайд 11. Ведущий:

Таким образом, занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

Закончить моё выступление хочется словами замечательного педагога В. А. Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.

В конце собрания воспитатели предлагают буклеты с описанием опытов «Опыты с ребёнком дома».

Список литературы и интернет источники:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008 -128с, ил. - (Библиотека программы «ДЕТСТВО»).

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).

3. https://steshka.ru/domashnie-nauchnue-eksperimenty-i-opyty-dlya-detej-s-vodoy-i-ne-tolko

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?» Цель: Расширить представления детей о планете Земля. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о планете Земля, периодах ее образования.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников»
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 00:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Горбунова Елена Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД