Горбунова Елена Анатольевна
Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»
Конспект родительского собрания
в старшей группе на тему : «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников в детском саду и дома».
Подготовила: Горбунова Е. А.
Г. Семенов
2023г.
Цель: повышение педагогической культуры и просвещения родителей.
Задачи:
Публикация «Конспект родительского собрания „Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
1. Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
2. Познакомить с опытами, играми – экспериментами, которые можно проводить в детском саду и дома в старшем дошкольном возрасте.
3. Привлечь внимание родителей к теме «Безопасное поведение детей на улице и дома».
План проведения:
1. Консультация воспитателя Потехиной И. В. на тему «Безопасное поведение детей на улице и дома» (с просмотром презентации).
2. Выступление воспитателя Горбуновой Е. А. на тему: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников в детском саду и дома» (с просмотром презентации).
3. Проведение опытов:
- с водой,
- воздухом.
3. Итог собрания.
Материалы для игр – экспериментов: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина; воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.
Ход собрания
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании.
Слайд 1. Основная часть нашего собрания будет посвящена теме «Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников в детском саду и дома».
Слайд 2. Начнём мы разговор с китайской пословицы, которая описывает способ восприятия и познания окружающего мира ребё нком: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Уважаемые родители, как вы понимаете эту пословицу? (Знания усваиваются прочно и надолго, если ребёнок видит, слышит и делает всё сам).
Слайд 3.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Слайд 4.
Возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка. Этот период называют сензитивным (то есть самым главным) для развития всех познавательных процессов : внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Поэтому важнейшая задача взрослых (педагогов и родителей) – не пресекать поисковую, исследовательскую деятельность, а активно им в этом помогать.
Слайд 5.
Важнейшее направление деятельности детей в детском саду – познавательно - исследовательская деятельность. Как вы думаете, что подразумевается под познавательно-исследовательской деятельностью в детском саду? (наблюдение, экспериментирование, опыты).
В детском саду используются следующие формы организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками :
- познавательные занятия (Например, проводилось занятие по ознакомлению со свойствами материалов: резина, бумага, ткань, где мы познакомились с понятием упругость, тягучесть, промыкаемость, плотность);
- Беседы ( например на тему: «Откуда берётся дождь», «Почему утром появляется роса на траве?», «Что такое оттепель?»);
- дидактические и развивающие игры и упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
- эксперименты и опыты («Вода и лёд», «Свойства песка и глины»);
- конкурсы, праздники и развлечения.
Слайд 6.
Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование.
Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое
переводится как «проба», «опыт».
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.
Опыты - словно фокусы. Только загадка фокусов останется неразгаданной, а вот все, что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?».
Слайд 7.
Нужно ли заниматься с дошкольниками экспериментированием и зачем? (Ответы родителей).
Перечислим функции детского экспериментирования:
- положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка (прогулки с наблюдением за природой успокаивают детей; работа с сыпучими материалами, например, с песком - расслабляет);
- даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта (например, при наблюдении за падающими листьями осенью дети впервые узнали, почему лиственные деревья сбрасываю листья, а летом – нет);
- активизирует его мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, классификация);
- обогащает знания и память ребёнка;
- стимулирует развитие речи (Дети в 5 лет уже способны запомнить некоторые научные термины, например, испарение, влага, сыпучесть).
Начиная с этого месяца, в нашей группе будет организована углублённая работа в области опытно-экспериментальной деятельности. И, конечно, уважаемые родители нам понадобится ваша посильная помощь: в обогащении уголка экспериментирования в группе недостающим лабораторным инвентарём, помощь в проведении и оформлении мини-проектов по экспериментированию. Надеемся на вашу поддержку и помощь.
Слайд 8.
Рассмотрим направления экспериментальной деятельности старших дошкольников :
1. Живая природа: наблюдение за растениями, насекомыми, животными;
2. Неживая природа: изучение свойств материалов: дерева, пластмассы и т. д.
3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир.
Слайд 9.
По каким же этапам проходит экспериментирование? Обратимся к слайду.
1. Постановка исследовательской задачи (самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
2. Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
5. Наблюдение результатов эксперимента.
6. Формулировка выводов.
Слайд 10.
Рассмотрим, что входит в уголок эксперименитирования:
-- Приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты.
-- Разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл.
-- Природный материал: мелкие камни, песок, ракушки, шишки, перья, мох, пух, листья, семена и др.
-- Технические материалы: скрепки, болты, гвозди и др.
-- Разные виды бумаги: цветная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная.
-- Красители: гуашь, акварельные краски, природные и пищевые красители.
-- Медицинские приборы и материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, йод, зеленка, вата, марлевые салфетки.
-- Прочие, разнообразные по назначению качествам и свойствам, материалы: зеркала, воздушные шарики, мука, соль, сахар, крупы, пенопласт, полиэтиленовая пленка, пуговицы, поролон, фольга, парафиновые свечи.
Уважаемые родители, а как вы думаете, нужно ли заниматься экспериментированием родителям со своими детьми? (Да.) Верно. Совместные занятия с родителями дают ребёнку возможность не только больше познать, но и придают ему уверенности и значимости его познавательной деятельности.
А сейчас я познакомлю вас с некоторыми занимательными и простыми опытами, которые не требуют специального оборудования и дорогих материалов. Их можно выполнять и в домашних условиях.
Опыт 1. Опыт с воздухом «Пузырьки спасатели».
Уважаемые родители, сначала вспомните и назовите свойства воздуха (ответы родителей).
Свойства воздуха:
1. Воздух существует;
2. Воздух невидим;
3. Воздух не имеет вкуса;
4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;
5. Мы дышим воздухом;
6. Есть ли вес у воздуха;
7. Воздух очень легкий;
8. Воздух легче воды;
9. Горячий воздух легче холодного;
10. Ветер – это движение воздуха;
11. Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;
12. Воздух давит на предметы во все стороны;
13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.
Ведущая: Сейчас мы это проверим.
Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки-спасатели».
Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Ведущий: Как вы думаете, что будет, если опустить кусочки пластилина в газированную воду? (Ответы родителей). Проверим это. Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)
Ведущий: Почему пластилин падает на дно? (Ответы родителей.)
Ведущий: Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.
Ведущий: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы родителей.)
Ведущий: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Ведущий: Какой мы можем сделать вывод (Ответы родителей.) Воздух легче воды и может выталкивать предметы из воды.
Опыт 2. «Разные жидкости»
Родителей приглашают к столу. На столе четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.
Ведущий: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?
Ответы родителей. Родители проводят эксперимент.
Ведущий: В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.
Заключительная часть:
Слайд 11. Ведущий:
Таким образом, занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
Закончить моё выступление хочется словами замечательного педагога В. А. Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.
В конце собрания воспитатели предлагают буклеты с описанием опытов «Опыты с ребёнком дома».
Список литературы и интернет источники:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008 -128с, ил. - (Библиотека программы «ДЕТСТВО»).
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).
3. https://steshka.ru/domashnie-nauchnue-eksperimenty-i-opyty-dlya-detej-s-vodoy-i-ne-tolko