Ольга Сергеевна Соина
Конспект родительского собрания в 11 классе на тему «Помощь выпускникам и их родителям в период подготовки к ЕГЭ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания на тему :
«Помощь выпускникам и их родителям в период подготовки к ЕГЭ»
Педагог- психолог МБОУ СШ №23 г. Волгодонска Соина О. С.
Волгодонск
2014г.
Тема: Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам ЕГЭ
Публикация «Конспект родительского собрания в 11 классе на тему „Помощь выпускникам и их родителям в период подготовки к ЕГЭ“» размещена в разделах
- Выпускной, последний звонок. Сценарии для 9 и 11 классов
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Цель: расширить представление родителей о едином государственном экзамене с учётом трудности и стратегии поддержки старшеклассников в период сдачи ЕГЭ
Задачи:
определить роль родителей в период подготовки ЕГЭ,
выделить основные трудности выпускников и выбрать стратегии поддержки старшеклассников,
дать знания о стрессе, о способах защиты и саморегуляции,
довести до сведения родителей рекомендации по эффективной подготовке к экзамену,
организовать активное взаимодействие родителей и педагогов,
выработать с родителями и педагогами совместную стратегию помощи детям при сдаче ЕГЭ
подвести родителей к пониманию необходимости психологической поддержки детей на этапах подготовки и сдачи экзамена.
Актуальность проекта
Экзамены представляют собой нелегкий, но неизбежный этап нашей жизни, и конечно несут в себе массу переживаний, тревог, стрессов. На современном этапе развития нашего общества, в современных условиях жизни особое место занимает сохранение здоровья подрастающего поколения, поэтому такое большое значение приобретает своевременная помощь детям, готовящимся к важному этапу своей жизни сдачи ЕГЭ, а так же помощь, поддержка и просвещение родителей этих детей. В связи с этим огромное значение приобретает проведение родительских собраний на тему подготовки к ЕГЭ и помощи детям, сдающим этот сложный экзамен. Здесь должна проводиться просветительская деятельность, обмен опытом, сплочение родительского коллектива класса, а так же появляется активное взаимодействие всех институтов школы с родителями, задействование всех школьных служб для наиболее успешной, здоровой и безопасной организации процесса сдачи ЕГЭ. Должным образом подготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединить возможности школы и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов – проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителям стать активными участниками встречи, ведь именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить, это связано и с тем, что:
любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно,
что ежегодно изменяются требования к проведению экзамена,
что такая форма про ведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей.
Единый государственный экзамен, суть которого непонятна большинству родителей, представляет трудность не только для выпускников, но и для их пап и мам. Как можно помочь ребенку, чем должна отличаться подготовка к ЕГЭ от подготовки к традиционному экзамену, справится ли ребенок — все эти вопросы требуют ответа. А коль скоро родители принимают непосредственное участие на этапе выпускных экзаменов, им тоже необходима особая подготовка.
Поэтому, родительские собрания должны быть ориентированы на:
• заметное повышение активности родителей (они начинают открыто интересоваться содержанием образовательного и воспитательного процессов, становятся инициаторами дискуссий и диспутов);
• родители должны сами находить ответы на большинство актуальных вопросов, делиться примерами, основанными на личном опыте;
• увеличение количества вопросов, которые касаются личности ребенка;
• стремление родителей находить возможность для индивидуальных контактов с педагогом, психологом.
Форма проведения - круглый стол
Участники собрания : классный руководитель, психолог, представитель администрации, родители учеников
Продолжительность проведения 1,5- 2 часа.
Ход родительского собрания
Классный руководитель : Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в ВУЗы и СУЗы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны полученные баллы по предметам. Подробнее с положением о ЕГЭ вас ознакомит заместитель директора по учебной работе.
Выступление завуча по УВР.
Для успешной сдачи ЕГЭ родители и дети должны знать нормативные документы вкратце ознакомлю с выдержками «Положения о ЕГЭ» (Презентация 1).
Классный руководитель : Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).
Психолог: А теперь, уважаемые родители, я предлагаю ответить на вопрос: «Что такое экзамен?»
Упражнение «Что такое экзамен?»
Родители делятся на группы (с помощью упражнения энергизатора «Разноцветное конфетти») по 5-6 человек. Каждая группа получает свой цвет - желтый, красный, зеленый, синий. На группу получают по 2 задания. Родителям надо выбрать соответствие и описать ситуацию.
Экзамен – это …
1. Праздник
2. Смелый поступок
3 Тяжелая работа
4. Борьба
5. Экстремальная ситуация
6. Ничего особенного
7. Будущая независимость
8. Предстоящая свобода
После чего родители дают объяснение, какое соответствие, на ваш взгляд, является главным? Хорошая подготовка к экзаменам – что это значит для вас?
Примерные ответы: Все вызубрить. Психологически настроиться. Все прочитать, иметь представление о предмете, понимать все темы. Отдохнуть, как следует, расслабиться, выспаться. Написать хорошие шпаргалки и надежно их спрятать. Подводится вывод о том, что у каждого свое представление о подготовке к экзаменам. А задача данного родительского собрания – выработать универсальные рекомендации, дать советы, которые пригодились бы каждому.
Психолог: Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Действительно, экзамен - это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Подготовка и сдача любого экзамена связаны с чрезвычайно большим функциональным и психологическим напряжением. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания - все это не только приводит к перенапряжению нервной системы, но и отрицательно влияет на общее состояние растущего организма. Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность, но и сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует обострение уже имеющихся заболеваний.
Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.
Государственный экзамен, это прежде всего серьезная стрессовая ситуация для детей, оказывающая отрицательное воздействие на психику ребенка. Почему же дети так волнуются? (Презентация 2)
Упражнение «Составим план борьбы со стрессом»
Родители делятся на группы по 5-6 человек и получают листы бумаги разделенные на две колонки линией. В одной колонке записывают причины стресса и возможных неудач во время ЕГЭ, а во второй колонке как их избежать- то есть возможные варианты решения или помощи.
Упражнение «Банк идей»- мозговой штурм
Как мы взрослые можем помочь детям? Родителям предлагается следующая инструкция: «У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом своими идеями, это значительно обогатит каждого из нас». Родителей нужно разделить на группы по 5–6 человек. Каждая группа получает лист бумаги и ручку, а также задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как помочь детям готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача – просто набросать как можно больше идей». Когда время, отведенное на обсуждение, закончится, нужно попросить родителей озвучить получившийся у них список идей. Очень важно при этом всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать их высказывания. Чтобы не забыть и не растерять те ценные мысли, которые будут высказаны, можно собрать все листы с записями и составить обобщающую Копилку полезных советов.
Классный руководитель : За несколько лет о ЕГЭ сложилось немало мифов, которые мешают ученику качественно подготовиться к испытанию, негативно влияют на отношение многих родителей и выпускников к процессу подготовки и сдачи ЕГЭ. Познакомить родителей лишь с некоторыми из них.
Мифы о ЕГЭ
Миф первый – «ЕГЭ это лотерея и поэтому, как повезёт, хоть готовься, хоть не готовься». Такой подход существует и зачастую очень удобен для тех, кто не хочет прилагать усилий, трудиться в течение года.
Миф второй – ЕГЭ легче, чем устный экзамен и подготовиться к нему можно за несколько дней Мы часто сталкиваемся с таким подходом, он расхолаживает ученика, ведёт к разочарованию после экзамена и низким результатам.
Миф третий – ЕГЭ можно сдать успешно, основываясь на жизненном опыте и интуиции. Этот миф наиболее распространён в отношении ЕГЭ по обществознанию.
Миф четвёртый – «мои друзья все сдали ЕГЭ без особой подготовки, и я сдам» Не верьте таким друзьям. Они, может быть, и сдали ЕГЭ на сертификат, но высоких бюджетных баллов там быть не могло.
Миф пятый - к ЕГЭ можно не готовиться, ведь среди вариантов ответа, есть правильный, надо только выбрать. Наличие нескольких вариантов ответа не упрощает, а усложняет порой задачу, ведь ситуация выбора зачастую очень трудна и ответственна для человека.
Миф шестой – «я не готовился и получил на ЕГЭ высокий балл». Не верьте таким высказываниям.
Психолог: Предлагаю вам еще одно упражнение.
Упражнение «Круг ответственности»
Родители вновь делятся на группы по 5–6 человек. Каждая группа получает лист формата А3 с нарисованным на нем кругом. Родителям дается следующее задание: «Представьте себе, что этот круг являет собой стопроцентный успех ребенка на экзамене. Этот успех зависит от многих факторов: от работы школы, от самого ребенка, от случая, от родителей…» Пожалуйста, разделите этот круг на части в зависимости от того, кто и насколько, по-вашему, отвечает за успех ребенка на экзамене. Группы работают примерно 10 минут, и озвучивают результаты своей работы. Обязательно нужно обратить внимание родителей на то, что успех ребенка на экзамене зависит не только от работы школы, но и от родителей, и от самих детей.
Психолог: Успешная подготовка ребенка к ЕГЭ зависит от наших общих усилий: с одной стороны, школы, а с другой – семьи. Что же могут сделать родители? Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати. Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами. Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Во время экзаменов наша задача – создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
Классный руководитель : Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.
Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен (а, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».
Каждому родителю раздается памятка (см. приложение).
Психолог: В завершении нашего собрания давайте скажем друг другу спасибо за сотрудничество, сотворчество и содружество. Я предлагаю всем встать в круг.
Игра «Паутина пожеланий»
Мы будем передавать друг другу клубок. Каждый из участников высказывается, что дало для него собрание. Следует обратить внимание родителей на то, что хоть мы все и разные, но находимся в тесной взаимосвязи друг с другом и помогать нашим детям должны сообща.
Приложение
Памятка для родителей выпускников
Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.