Екатерина Бондаренко
Конспект родительского собрания «Особенности семейного воспитания детей с заиканием»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Особенности семейного воспитания детей с заиканием
Цель: Педагогическое просвещение родителей в вопросах заикания, а также освещение результативных форм взаимодействия с ребёнком
Содержание консультации:
- Здравствуйте, уважаемые родители! (1 слайд) Сегодня мы поговорим о том, какие же существуют особенности семейного воспитания детей с заиканием. На слайде представлены темы, которые будем освещать сегодня (2 слайд). Начнём с понятия (3-4 слайды). Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание. Нарушения могут длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации. Приведите, пожалуйста, пример стрессовой ситуации для ребёнка. (новый коллектив, незнакомая обстановка, новый воспитатель, ситуация неуспеха и т. д.)
Публикация «Конспект родительского собрания „Особенности семейного воспитания детей с заиканием“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Совершенно верно. Теперь перейдём к причинам, вызывающим заикание (5 слайд). Физиологические. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т. д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.
Психологические. Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т. д. Множество случаев заикания у детей от трех лет и старше связано со столкновением с неадекватным поведением животных.
Социальные. Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой. Как Вы считаете, какую группу причин, названных ранее, сложнее всего предотвратить? Почему Вы так считаете?
- Так как же помочь ребёнку? Давайте разбираться! (6 слайд) Во-первых, самое важное – режим дня. Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита.
В этот период необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т. д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребенка был в это время максимально сужен.
Давайте вместе составим распорядок дня дошкольника. С чего необходимо начать? (родители, вместе со специалистом, составляют режим дня, оформляя его при помощи сюжетных картинок)
- Замечательный распорядок дня у нас получился! Но давайте вернёмся к нашей теме разговора (7 слайд). Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми должно быть ограничено. Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: «Ты хочешь суп или кашу?» – «Кашу») или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания («Да», «Нет»).
Родители при общении с ребенком и между собой в присутствии ребенка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются логопедом в индивидуальном порядке.
Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.
(8-9 слайды) Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.
Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.
При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности. Как Вы меняете деятельность ребёнка? Поделитесь опытом!
А также в процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-«молчанок».
(10-11 слайды) Режим ограничения речи может планироваться на разные сроки. Оптимальным временем его проведения является 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной.
Задачей родителей становится обратить внимание ребенка не на свой дефект, а на что-то другое. Вырастить его сильным и физически выносливым, что хорошо поможет во время коррекции. Важно помнить, что заикание – не на всю жизнь, оно проходит. Как правило, в двадцать пять лет его можно наблюдать исключительно в слабой форме. А с годами это вообще пройдет само собой.
- Благодарю Вас за совместную работу. Буду рада ответить на возникшие вопросы!