наталья назарукова
Конспект родительского собрания «Игра в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания
«Игра в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников с ОВЗ в условиях семьи.
Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребёнка.
2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.
Публикация «Конспект родительского собрания „Игра в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Форма проведения: собрание - беседа
Участники: воспитатели, родители
Подготовительная работа: анкетирование родителей, приглашения, памятки для родителей, оформление зала, презентация.
Оборудование: игрушки для каждого родителя, столы, «Памятки для родителей» по игре; карточки игр; массажные мячи, проектор.
Ход мероприятия
Вступительная часть
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание. Но сначала определимся c его темой. Предлагаю упражнение «Ассоциации». Опорное слово – ИГРA. Подберите такие слова, которые вызывают у вас ассоциации c этим словом (дети, азарт, действие, куклы, игрушки.
Тема собрания звучит так : «Игра в жизни ребенка с ОВЗ».
Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно. A как играют наши дети?
Играть стали не меньше, но хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры. Все больше замечаю примитивных игровых форм: шалости, проказы, забавы, переходящие в озорство.
2. Анализ результатов микроисследования – При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. Все родители в своих ответах на вопрос «Есть ли у ребёнка игровой уголок?» ответили положительно. Среди любимых игрушек детей вы выделяете следующие: фигурки животных, роботы, домино, 3 кота и др.
Давайте с вами ответим на вопрос: «A зачем ребенку нужна игра?»
3. Просмотр презентации: «Игра в жизни ребенка с ОВЗ»
-Игра ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
-Игра это школа произвольного поведения.
-Игра – школа морали в действии.
Можно сколько угодно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Но лишь через драматизацию обыгрывание сказок и стихов, сможем научить ребенка правильно действовать. Но здесь необходима поддержка и руководство взрослого человека. В жизни ребенка с ЗПР игра обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов, функций и личности в целом. Основное средство формирование игровой деятельности у детей ЗПР – это обучение. Это целенаправленное взаимодействие, с нашей стороны педагогов и ребенка и с вашей родителей и ребенка. В ходе обучения происходит организация и управление его познавательной и практической деятельности, обеспечивается овладение им знаниями, умениями и навыками.
Особая роль отводится практическим и наглядным методам; использование приемов к совместным действиям взрослого и ребенка; по подражанию взрослому, по словесной инструкции, действию, закрепленного повторяемыми действиями.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетно – ролевые, дидактические, строительные, творческие, театрализованные.
Музыкальные (просмотр презентации с фотографиями детей в игре) Одни развивают мышление и кругозор, другие ловкость и силу, третьи – конструкторские способности. Все они нужны и по-своему полезны детям. Любая игра радует детей, делает их весёлыми, жизнерадостными. Играя вместе, дети приучаются дружить, уступать, заботиться. Медленно и с трудом, но можно сформировать у детей с ЗПР достаточно выразительные игровые действия. Для мотивации можно предложить детям посмотреть игровые ситуации в мультфильмах, например: «Варежка», «Доктор Айболит», «Умка». Будьте взаимно вежливы! Помните, Ваш ребенок все впитывает от Вас, и хорошее, и плохое. Чаще смотрите на себя со стороны, анализируйте свои поступки: изменяя себя, Вы изменяете своего ребенка! Предлагаю игру: «Как живешь?- Вот так!» Давайте будем играть с нашими детьми как можно чаще.
Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, эмоционального самочувствия ребёнка. Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для любознательности вашего ребенка.
4. Обмен опытом родителей по выбору игр и игрушек.
Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?
Мы предлагаем вам памятки, в которых описаны разные виды игрушек. Для удобства я пронумеровала их. Предлагаю более подробно ознакомиться с ними дома, а сейчас наши специалисты поделятся своим опытом по организации игр.
Слово предоставляется учителю-логопеду.
Учитель – логопед: Богат и разнообразен мир игр. Игра – не только метод обучения, развития, но и метод коррекции речевых нарушений, активно используемый в нашей практике. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь. Выбор игровой технологии, обоснован тем, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. На логопедических занятиях используют различные игровые технологии:
1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.
2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи. 3. Логопедические песенки.
3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.
4. Игровые технологии для развития общей моторики.
5. Коррекционно-развивающие технологии – «учебная игра».
6. Нетрадиционные игровые технологии: - Игры с крупой, тестом и др.
Слово предоставляется учителю-дефектологу.
Учитель-дефектолог: Дети с задержкой психического развития отличаются повышенной утомляемостью, неспособностью сосредоточиться на деятельности. В их деятельности преобладает игровой мотив, а не познавательный. В этом случае очень успешным становится применение нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу любому малышу. Один из главных принципов в работе здесь – «от простого к сложному». В чем же польза нейропсихологических технологий? Они направлены на развитие: восприятия, внимания, памяти, формирование пространственных представлений, умения прогнозировать результаты своих действий, умения делать выводы. Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга». Я считаю, нейропсихологические игры являются универсальными в том, что их можно использовать как профилактические и развивающие, а можно – с целью коррекции нарушений. В своей работе я широко применяю нейропсихологические упражнения и хочу поделиться с вами некоторыми, которые использую как на индивидуальных, так и на групповых занятиях с детьми. Нейропсихологическая игра «Умные дорожки» позволяет задействовать ребенку обе руки для одновременного проведения пальцами по заданной дорожке. Игра развивает координацию движений, синхронизирует работу глаз и рук, развивает мелкую моторику, мышление, концентрацию внимания. Игра «Кулак-ребро-ладонь» суть этой игры заключается в последовательной смене положения рук, развивают самоконтроль. «Межполушарная доска» Это очень полезный тренажер для развития межполушарного взаимодействия. Представляет он собой деревянную дощечку с вырезанными в ней лабиринтом. Выполняя это упражнение можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга. Повышает концентрацию внимания, усидчивость, синхронизирует работу обоих полушарий мозга, синхронизируется работа глаз и рук, стабилизируется эмоциональное состояние Так же использование многообразных упражнений с «балансировочной доской», очень ценный тренажер для развития межполушарных связей, когда дети осваивают балансировочный тренажер, мы начинаем включать в занятия дополнительное оборудование, это могут быть мешочки, мячики. Именно совокупность балансира и дополнительного оборудования оно воздействует на все участки головного мозга и происходит компенсация в развитии, поэтому этот тренажер мы стараемся очень часто использовать в своих занятиях. Подводя итог, можно отметить, что регулярное использование нейропсихологических упражнений в работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья детей, повышает интерес и мотивирует к занятиям, активизирует познавательную и мыслительную деятельность.
Сделаем вывод:
-Создать дома условия для разных видов игр.
-Выделить личное время и ежедневно играть c детьми в разнообразные игры (сюжетно-ролевые, пальчиковые, дидактические, подвижные и другие).
5. «Острое блюдо» - игры на кухне A сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Очень много времени вся семья проводит на кухне, a особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие?
Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки)
1. «Скорлупа от яиц» Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, a затем предложите ребенку выложить узор из скорлупы.
2. «Тесто» Лепите все, что захочется.
3. «Макаронные изделия» Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
4. «Манка и фасоль» Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
5. «Горох» Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.
6. «Геркулес» Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы» Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Или пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
8. «Венчик для взбивания» Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.
9. «Одноразовые стаканчики» Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
10. «Сухие завтраки- колечки» и т. п. Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на леску - бусы и браслеты.
6. Выбор родительского комитета на учебный год
7. Заключительная часть: - Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый сможет найти, чем занять своего ребенка. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. А особенно совместная игра ребёнка с ОВЗ, со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. До новых встреч!
Приложение 1. АНКЕТА «ИГРА В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА»
1. Есть ли у ребёнка игровой уголок? ___
2. Где и как хранятся игрушки? Как Вы приучаете ребенка беречь их? ___
3. Есть ли у ребенка среди игрушек любимые? Какие это игрушки? ___
4. Кто и как часто в Вашей семье покупает игрушки? По какому поводу их покупают? ___
5. Чем вы руководствуетесь при выборе игрушки (нравится вам, нравится ребенку, подходит по возрасту, по деньгам или просит ребенок и т. д. ваши варианты) ___
6. Какие настольные, развивающие игры есть у вашего ребенка? Назовите ___
7. Часто ли ребенок ломает игрушки? Как Вы поступаете в таких случаях? ___
8. Кто из членов семьи чаще всего играет c ребенком? Какие темы игр используются в семье? ___
9. Если в семье есть старший брат или сестра, то наблюдаете ли Вы, во что играют дети? Организуют ли игры старшие дети? ___
10. Есть ли в вашей семье компьютер? Сколько времени за ним проводит ваш ребенок? ___ БЛAГОДAРИМ ЗA ВAШЕ УЧACТИЕ В AНКЕТИРОВAНИИ.
Приложение 2. Памятка для родителей. Виды игрушек.
1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т. д.
2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.
3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок. 4.C портивно-моторные игрушки: мячи, кегли, каталки различные, обручи, скакалки, велосипедики. 5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики c прорезями, пирамидки, матрёшки, мозаики, лото и др.
6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино и др.
7. Театральные игрушки - куклы, пальчиковый театр, настольный театр.
8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и др.
9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.