Наталья Соловьева
Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми 5–6 лет «Каким бывает настроение?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие эмоционального интеллекта дошкольников 5-6 лет
Задачи:
• Обучающие: продолжать знакомить детей с понятием настроение; познакомить детей с различными способами поднятия настроения; закрепить и повторить изученные эмоции – радость, грусть, удивление, злость, страх.
• Развивающие:способствовать положительному настрою на дальнейшую работу, развивать эмпатию; формировать умения различать и выражать различные эмоции.
• Воспитывающие: снять мышечное и эмоциональное напряжение; способствовать сплочению детского коллектива.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Методы и приемы: беседа, отгадывание загадок, работа с МАК, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, слушание сказки, элементы арт-терапии, исполнение песни, игры с движениями под музыку.
Материалы: подушки для каждого ребенка, набор метафорических карт «Монстрики», камешки марблс, поднос с кинетическим песком, иллюстрации к сказкам К. Чуковского, веер эмоций, музыкальная запись к игре «Двигайся-замри», фонограмма песни «Улыбка», три прозрачных стакана с водой, блестки, кусочек глины, палочка для размешивания, столик для экспериментирования.
Ход занятия
1. Приветствие. Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их и приступим к началу нашего занятия.
Дети здороваются.
2. Ритуал приветствия «Здравствуй, солнце!».
- Скажите, пожалуйста, с чего мы начинаем свое занятие? Правильно, с нашего традиционного приветствия!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
- Добрый день, дорогие ребята. Проходите, присаживайтесь на ковер.
Дети садятся в круг на ковер на подушечки.
3. Мотивация на совместную деятельность. Сюрпризный момент. Сказка про Умку.
- Ребята, сегодня я хочу поделиться с вами одной историей, которая произошла с одним знакомым вам героем – белым медведем Умкой. (слайд с иллюстрацией из мультфильма).
(рассказываю под мелодичную музыку)
На далеком севере, среди крупных снегов находится ледяная пещера. В ней живет маленький медвежонок Умка. Это особый медвежонок - он умеет и любит думать. Его мысли очень интересные и разные. Иногда они похожи на праздничный фейерверк-яркие, быстрые, сверкают, играют, летают. В его голове появляются прекрасные идеи, настроение становится прекрасным, радостным, мысли становятся похожими на салют: они блестят, переливаются. как вода в этом стакане (бросаю в стакан блестки и размешивает их палочкой). В этот момент для Умки мир вокруг кажется ярким и разноцветным! Медвежонок мечтает, чтобы эти минуты никогда не заканчивались.
Но не всегда мысли похожи на фейерверк. Иногда они, как океан, спокойные и тихие, светлые, как отражение в чистой и прозрачной воде. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и чистые (показываю стакан с чистой водой). Он чувствует себя уверенно и хорошо. Умка мечтает, чтобы так было всегда, чтобы душевное спокойствие никогда его не покидало.
Иногда, Умка чувствует себя очень плохо, даже безобразно. Возникают печальные и неприятные мысли. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и унылое. В этот момент его мысли похожи на мутную воду в непогоду (бросаю кусочек глины в третий стакан). Умка называет их противными. В такие минуты медвежонок хочет как можно скорее избавиться от неприятного состояния. Ему хочется поскорее почувствовать себя снова счастливым. Но что для этого делать, он не знает. Поэтому сидит и ждет, ждет, ждет.. ?.
Психолог: Как вы думаете для чего я рассказала вам эту историю? (дети отвечают). Верно, потому что тема нашей сегодняшней встречи «Каким бывает настроение?»
Обсуждение:
А каким бывает у вас настроение?
На что оно бывает похожим?
Как вы справляетесь с плохим настроением?
- Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, что и кто может помочь Умке найти хорошее радужное настроение? Какие у вас варианты?
4. Зрительная гимнастика
Настроение- это чувства и эмоции которые мы переживаем. Давайте мы вместе сейчас еще раз вспомним, какие мы знаем эмоции и наше настроение. А помогут нам в этом карточки из нашего сундучка эмоций. Но прежде чем мы начнем рассматривать картинки нам нужно подготовить наши глазки. А то еще и сундучок эмоций не откроется.
Глазки вверх мы поднимаем
А потом их опускаем
Влево (смотрим глазами влево,
Вправо (смотрим глазами вправо,
Покружились (вращательные движения глазами).
А потом остановились (смотрим в одну точку).
5. Работа с метафорическими картами «Монстрики».
Наши глазки готовы и я предлагаю посмотреть, что там у нас в сундучке. Возьмите каждый по одной карточке, посмотрите и скажите, кого вы на них видите?
Дети: монстриков
- Верно! Только это не простые монстрики, это монстрики с планеты чувств и эмоций? Посмотрите каждый на свою карточку. Какую эмоцию изображает ваш монстрик? Как вы поняли, что это радость, грусть, обида и т. д. А как вы думаете, в каких ситуациях у него возникают такие чувства?
Дети отвечают.
6. Игра. Чувства сказочных героев.
- С монстриками с планеты чувств мы разобрались. А вот чувства сказочных героев назвать сможете?
Дети отвечают: сможем
Ребята предлагаю вам вспомнить ваши любимые сказки, и угадать название сказки и какие чувства и настроение испытывают герои этих сказок? И найти эту эмоцию на своем веере.
1. Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
(Ответы детей (радость) (Сказка «Краденое солнце»)
2. Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно! (грусть) (Ответы детей (грусть) (Сказка «Краденое солнце»)
3. Прибежала зайчиха
И закричала: «Ай-ай! Мой зайчик попал под трамвай
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!»
(Ответы детей (страх) (Сказка «Айболит»)
4. И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать
(Ответы детей (радость) (Сказка «Айболит»)
5. А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются -
Так что дубы сотрясаются
(Ответы детей (радость) (Сказка «Айболит»)
6. «Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям разбежалися!
(Ответы детей (страх) (Сказка «Муха цекотуха»)
7. Физкульминутка «Двигайся-замри» (музыкальная игра с движениями)
- Посмотрите, как радуется зайчиха, что аж пошла танцевать. А вы потанцевать хотите?
Дети: Да!
- Тогда приглашаю всех рассыпаться горошком по залу и поиграть в нашу любимую игру «Двигайся-замри».
Музыкальная игра с движениями «Двигайся-замри».
8. Продуктивная деятельность «Картина нашего настроения»
Психолог: Ребята, мы сегодня с вами много говорили о настроении и каким оно бывает. Но вот у меня из головы никак не выходит история с белым медвежонком Умкой. Очень хочется сделать для него что-то такое от чего его настроение станет ярким, как северное сияние!
- Я предлагаю вам сейчас вместе сделать картинку «Северное сияние» и подарить его Мишке. А помогут нам в этом наши любимые волшебные разноцветные камешки. Вам нужно выбрать один или несколько камешек, которые вам больше всего нравятся, и дополните нашу картину!
(пробую открыть шкатулку с камешками, не получается)
- Ой, замок на нашей шкатулке что-то не открывается. Как же нам решить проблему? Поняла. Нужно нам пальчики подготовить к работе с камешками и тогда шкатулка откроется.
9. Пальчиковая игра «Замок»
На дверях висит замок
Кто его открыть не смог? (пальцы в «замок»)
Постучали (постучать по коленям)
Покрутили (повертеть руками)
Потянули (ладони в разные стороны)
И открыли! (разжать руки)
-Ну-ка попробую еще раз. Замечательно, шкатулка наша открылась. Теперь смело можем выбирать свои камешки настроения.
Работа с кинетическим песком и камушками марблс.
Психолог: замечательная у нас получилась картина, я ее сфотографирую и отправлю по электронной почте Мишке. Уверена, что ему очень понравится и хорошее настроение вновь к нему вернется.
11. Подведение итогов занятия. Закрепление материала.
- Мои маленькие друзья, подходит к концу наше занятие
- ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили на занятие? Чему вы сегодня научились на занятии?
Дети: какое бывает настроение, как его можно изменить.
-Мы хорошо поработали сегодня. Мы молодцы? Тогда самое время построить наше дерево дружбы и сказать друг другу спасибо за занятие.
12. Ритуал прощания. Ритуал прощания – упражнение «Обнимашки!»
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять!