Кузнецова Екатерина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Волшебница Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебница – зима».
Программное содержание: Обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь
Закреплять знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о развлечениях зимой.
Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову. Активизация словаря: приметы зимы, дикие животные, спячка, линька, подшёрсток, маскировка.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Волшебница Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Формировать умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картине. Развивать самостоятельность ответов и суждений (при ответах на проблемные вопросы и установлении причинно-следственных связей)
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарищей
Материалы: Презентация «Волшебница-зима», видеоролик «Как звери живут зимой в лесу», конверт с письмом, елки для декорации, аудиозапись со звуком: как едут в лес на лыжах.
Методы и приемы:
• Создание интереса – использование художественного слова.
• Создание игровой ситуации.
• Рассматривание иллюстраций
• Беседа.
Предварительная работа: проветривание помещения, влажная уборка, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами
Ход НОД
Содержание НОД Методы и приемы Интеграция ОО
Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Ребятам старшей группы «Матрешка». Давайте откроем и прочитаем, а вы хотите узнать кто его написал? Интересно от кого оно. Какое оно красивое в снежинках.
"Я не была у вас давно. "
"Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрю,
Большую ёлку подарю.
В лесу найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
Ребята, как вы думаете от кого это письмо? (От Зимы)
Правильно от зимы, Ребята, а вы хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? А вы готовы к разным трудностям, которые встретятся нам в пути? Тогда нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах (слайд 1-лес)Под музыку дети едут на лыжах.
Ну, вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Снимайте лыжи, вы наверно устали – сядьте отдохните на полянке.
Посмотрите кто нас встречает. (слайд 2 – снеговик) Конечно, это Снеговик. Он поможет нам найти Зимушку. Но мы с вами должны подготовиться к встрече с ней, и выполнить некоторые задания…
1 Задание. Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются?
Д: декабрь, январь, февраль
В: Теперь давайте вспомним:
- Что бывает зимой? (Зимой на улице бывает снег и лёд)
- Какие природные явления вы знаете? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа) Правильно ребята. Молодцы!
- Какие бывают ветра зимой? (Холодный, Ласковый)
В: Правильно холодный, порывистый, ураганный, напористый.
- Какая погода бывает зимой? (Холодная, снежная, метельная)
В: Правильно, Холодная, снежная, метельная
-Что происходит зимой на водоёмах (покрываются льдом)
- Какие стоят деревья? (Без листьев, голые) Почему?
- А что бывает только зимой? (снег)
- Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
- Что снег делает? (идёт, падает, кружится, ложится, порхает)
Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (мука, сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)
Правильно, ребятки! Снеговичок, наверное, про это и не знал.
Назовите слова о зиме, с которых встречается звук С: снег, снежная, снеговик, снежинка, снегурочка, заснеженный, санки…
Молодцы, ребята!
А зима подготовила для 2 Задание. Нужно назвать Снеговичку народные приметы и пословицы о зиме:
«Мороз не велик, а стоять не велит»
«Зима не лето, в шубу одета»
«Спасибо мороз, что снега принес»
«Холодная зима, жаркое лето»
«Зима снежная, лето дождливое»
«Много снега, много хлеба»
Много вы пословиц знаете о зиме. Умницы! Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.
Физминутка С неба падают снежинки
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
Зиму издавна любил народ, и люди её называют «Волшебница-зима». О зиме поэты слагают красивые стихи. Кто может вспомнить и прочесть нам стихотворение о зимушке?
Чтение стихов 2
На санках
В теплых избах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой
На ветру ребячии лица
Разогрелись кумачем
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится.
Все ребятам нипочем. (Беляков)
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне. (С. Михалков)
А сейчас я предлагаю вспомнить, как живут зимой звери в лесу. (Видеоролик)
- Как приспосабливаются звери к зиме?
- Кто из зверей уходит в зимнюю спячку
Ответы детей
Замечательно ребята, много вы знаете о жизни диких животных зимой!
Отлично, ребята! Вот теперь и Снеговичок знает, что вы про зиму все знаете, только что-то он у нас заскучал наш снеговичок, может ему друзей слепить? Что нам для этого понадобится?
Правильно, комы разного размера, ветки для рук, морковка для носа и шляпа с метлой.
Приступаем! – дети на полу выкладывают снеговиков из готовых деталей
Игра малой подвижности «Сложим снеговика.
Молодцы слепили мы друзей для снеговичка, теперь он у нас не будет скучать.
А Зима для вас подготовила еще 3 задание. Сейчас посмотрите внимательно на картину
Рассмотрим картинку:
- Какое время года изображено на картине?
- Кто нарисован на этой картине?
- Что делают ребята?
- А какое у них настроение?
- Какое время суток нарисовал художник – утро, день или вечер?
- Как можно назвать эту картину?
- А сейчас придумайте рассказ по картине «Зимние забавы».
- Вспомним, что есть у рассказа (начало, середина и конец). Давайте вспомним что в начале можно рассказать (что на улице зима, светит солнце)
- О чем потом будете рассказывать (что ребята одели теплые шубы и вышли гулять, стали кататься на лыжах, лепить снеговика.
- А о чем в конце будем говорить, что на улице ясная морозная погода, у всех ребятишек хорошее радостное настроение, у них улыбка на лице.
Сейчас вы самостоятельно составите небольшие рассказы по этой картине. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, можете дать имена детям, о которых будете рассказывать. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. (2 - 3 ребенка.) .
Волшебница – зима : Здравствуйте, мои друзья, очень рада видеть вас я. Молодцы, вы хорошо справились со всеми моими заданиями и я как и обещала, дарю вам елочку для новогоднего праздника.
В: Спасибо Зимушка, Елочку мы нарядим с вами вечером ребята, одевайте лыжи и поехали.
Понравилось вам наше путешествие в зимний лес?
- Что интересного было в лесу?
- Какое задание было самым трудным?
- За что бы вы себя похвалили?
Создание заинтересованности
Художественное слово
Беседа
Вопросы, рассматривание
Художественное слово
Физминутка