Екатерина Зельманчук
Конспект занятия по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушках — мышке и мишке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по образовательной деятельности «Речевое развитие. Развитие речи».
Выполнила: Зельманчук Екатерина Сергеевна
Тема: составление описательного рассказа об игрушках мышке и мишке.
Группа: вторая младшая (3-4 года)
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Составление описательного рассказа об игрушках — мышке и мишке“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мышь. Все о мышках для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Вид деятельности:речевая, игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная
Формы: фронтальная, индивидуальная
Цель: развитие любознательности и активности в процессе составления описательного рассказа с помощью воспитателя о медвежонке и мышонке с опорой на зрительный образ (игрушку)
Планируемый результат: дети демонстрируют желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; дети демонстрируют умение объединять с помощью воспитателя ответы в короткий рассказ; дети проявляют умение составлять описание игрушки, умение сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки; дети демонстрируют умение правильно произносить слова со звуком [и]
Воспитательные: Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения
Развивающие: Развивать умение объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ; развивать фонематический слух (умение различать слова близкие по акустическому признаку «мышка-мишка»); развивать высшие психические функции (речь, восприятие)
Обучающие: Учить составлять описание игрушки по вопросам; учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки; закрепить правильное произношение слов со звуком [и]
Методы воспитания: Беседа, показ, чтение рассказа, мнемосхемы, игра, объяснение.
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, игра, стимулирование занимательным содержанием, рассказ
Методы развития речи: опосредованное наблюдение (рассказывание по картине); словесные (обобщающая беседа).
Средства воспитания и обучения: игрушка мишки и мышки.
Учебно-методический комплект:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Развитие речи детей 3-5 лет. – 3-е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2016.
Содержание организованной деятельности детей.
Вводная часть.
Пальчиковая игра «С добрым утром!»
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживают веки.)
Вы проснулись? (Соединяют указательный и большой пальцы обеих рук, делают из пальцев «бинокль» и смотрят в него.)
С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживают уши.)
Вы проснулись? (Расставляют пальцы рук, прикладывают растопыренные ладони к ушам.)
С добрым утром, ручки! (Гладят то одну, то другую руку.)
Вы проснулись? (Хлопают в ладоши.)
С добрым утром, ножки! (Гладят коленки.)
Вы проснулись? (Топают ногами.)
С добрым утром, солнце! (Поднимают руки вверх.)
Я проснулся! (Смотрят вверх.)
Основная часть.
-Ребята, сегодня к нам в гости кто-то пришел. Вы хотите узнать кто? Тогда нужно отгадать загадки.
Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь лесной - …
-Ребята, вы догадались кто это? Правильно – это медведь.
Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки.
Молодцы ребята.
Появляется грузовик, в котором сидит мышка и мишка.
-Кто это приехал в гости?
Дети: Медведь и мышь.
- Как ласково мы можем назвать их?
Дети: Мишка и мышка.
- Ребята, мишка и мышка к нам сегодня пришли не просто так. Они хотят, чтобы вы им помогли. Мишка и мышка совсем забыли, как он выглядят и они хотят, чтобы вы описали их внешность. - Ребята, поможем мишке и мышке?
Рассказ «Опиши медвежонка и мышонка»
Задачи: Развивать умение объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ, учить составлять описательный рассказ по вопросам. Дети по желанию выходят и составляют рассказ.
Расскажите, какой этот мишка? (большой, коричневый, мохнатый, мягкий)
-Посмотрите на этого мишку и скажите, какие у него глаза (черные, блестящие)
Какие у медвежонка уши? (круглые, маленькие)
А какие у него лапы? (толстые, мохнатые)
-Ребята, а кто сейчас хочет попробовать описать мишку и составить о нем рассказ?
Это мишка.
Он беленький и большой.
У него блестящие глазки, круглые ушки, толстые лапы. Мишка любит, есть мед, ягоды и грибы.
Где же живет мишка?
Дети: Мишка живет в лесу, в берлоге.
А что умеет делать медведь? Он умеет рычать. Давайте все вместе порычим, как медведь Медвежонок умеет рычать, а еще он очень любит играть. Давайте поиграем с ним?
Встаем на ножки и повторяем за мной.
Физкультминутка
Педагог читает стихотворение и наглядно демонстрирует его. Дети выполняют движения за педагогом.
Ребята, я буду рассказывать стихи, а вы делайте то, что слышите.
Мишка косолапый, по лесу идет
Шишки собирает, песенки поет
Вдруг упала шишка, мишке прямо в лоб
Мишка рассердился и ногою топ
Молодцы ребята!
-Ребята, а кто сейчас хочет попробовать описать мышку и составить о ней рассказ?
-Это мышка.
Она серенькая и маленькая.
У мышки длинный хвостик и маленькие ушки.
Мышка любит грызть корки.
-Где же живет мышка?
Дети: Мышка живет в норке.
А как разговаривает мышка? Давайте все вместе пропищим, как мышка.
Игра «Сравни зверят».
Задачи: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки; развивать фонематический слух (умение различать слова близкие по акустическому признаку «мышка-мишка») Дети по желанию выходят и составляют рассказ по игрушке. При необходимости педагог помогает детям, задавая наводящие вопросы
Дети демонстрируют умение сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки, умение различать слова близкие по акустическому признаку «мышка-мишка»
-Посмотрите, какая игрушка большая? (Большой мишка.)
А какая маленькая? (Маленькая мышка.)
У мишке хвостик короткий, а у мышке? (длинный)
Медведь рычит, а мышка? (Пищит)
Что любит кушать мишка? А что любит кушать мышка?
Малоподвижная игра «Мыши и кот».
Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.
Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики.
Заключительная часть. Рефлексия (подведение итогов)
Задача: формировать умение оценивать результат своей деятельности, подводить итоги.
Ребята, давайте вспомним, кто к нам приехал в гости? Что у мышки и мишки случилось? А как мы помогли мышке и мишке?