Marina Ismagilova
Конспект «Путешествие в Зимнюю сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о зиме.
Задачи:
- формировать умение понимать смысл образных выражений загадки;
-формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации;;
- развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы;
- воспитывать любовь к природе.
Материал:
- иллюстрации с изображением зимнего леса;
- домики с картинками животных: лиса, волк, медведь, заяц, белка;
- для опыта: снег, 2 тарелки, шерстяной шарф, свеча, спички.
Публикация «Конспект „Путешествие в Зимнюю сказку“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Ход деятельности.
1. Отгадывание загадок.
Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки :
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
- Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом
- Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? Почему зиму называют здесь царицей? Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Послушайте еще одну загадку про зиму, и подумайте, какие образные выражения, сравнения используются в загадке: «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнет перинки - над миром пушинки!»
- С кем сравнивается зима в этой загадке?
- Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них?
А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.
Он вошел - никто не видел.
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку. А попадем мы туда с помощью волшебной палочки, закрыли глаза раз, два, три.
2. Подбор эпитетов.
Воспитатель: Мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно : деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый, холодный, белый, мокрый, блестящий, сверкающий, падающий).
Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.)
Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение.)
А еще зимой часто бывает: вьюга, метель, пурга. А что это такое? Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой.
Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: Вьююююуууу, я вьююююуууга. Так метель себя назвала.
Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.
Давайте повторим, какие явления бывают зимой?
3. Опыты. Лесные звери приготовили для вас загадку. «Одеяло бело, всю землю одело».
- Что это? Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный? Вот мы с вами сейчас и посмотрим. Перед началом мы принесли два небольших снежка. Один положили на тарелку и поставили на стол. Другой завернули в шерстяной шарф и тоже положили на тарелку.
– Как вы думаете, какой снежок растает быстрее? (Пока шло занятие снежки таяли. И, наконец, наступил момент, когда можно развернуть шарф.)
– Что же мы видим? Правильно, снежок, лежащий на блюдце растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем другой опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо.
– Что нужно сделать, чтобы не жгло? Правильно, или убрать руку, или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.
– Почему теперь руке не горячо. Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.
– Почему не растаял завернутый в шарф снежок? Шарф не пропускает комнатное тепло к снежку.
– Зачем зимой человек надевает шубу? Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.
– Так почему говорят: «Одеяло бело, всю землю одело». (снег одел землю, как одеяло и под ним тепло)
– Почему под снегом тепло? (потому что он не пропускает холод)
– Почему зимой белый медведь в снежной берлоге не замерзает?
Представьте себе, что вы оказались на севере вдали от жилья и вам надо переночевать. Палатки у вас нет.
- Как поступить? Построить дом из снега. В нем будет теплее, чем на улице. Почему? Слой снега не пропускает холод в берлогу к медведю или в ваш дом из снега, защищает растения, которые оказались под ним.
Закрыли глаза, раз, два, три, вот мы снова в нашей группе.
4. Итог.
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Что из нашего путешествия вам больше всего запомнилось и понравилось?
– Какие задания показались трудными? Сегодня хорошо работали., старались…
Задание на дом.
- Помните сказку «Снегурочка»?
- Когда девочка стала грустить?
- Почему? Весной солнце стало пригревать, и она начала таять.
Представьте себе, что Снегурочка надела шапку, шубу, шарф, валенки и поехала в жаркую Африку.
- Растает ли она там?