Виктория Ивановна Милисавлевич
Конспект занятия «Путешествие к славянам»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие к славянам
Цель: Повысить уровень знаний детей о Российской истории.
Задачи:
- Закрепить представление детей о жизни древних славян; продолжать знакомить с внешним видом, бытом и верованиями славян.
- воспитывать интерес к истории Отечества, чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну.
- развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас, отгадывать загадки.
Материалы к занятию :
Демонстрационный материал: Макет печи, сундук, стол, лавка, ухват, ручник, костюмы славян.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие к славянам“» размещена в разделах
Раздаточный материал: Заготовка подковы для аппликации, клей, бумага.
Звучит музыка: “КУПАЛА на ИВАНА”
Воспитатель: Ребята, подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас.
Дети: Нет
Воспитатель: А как называлось наше государство раньше.
Дети: Русь.
Воспитатель: Да ребята, верно, когда-то, давным-давно существовала удивительная страна, называлась она. Русью. В этой стране жили мужественные, трудолюбивые люди, которые называли себя славянами.
Дети: Славяне – это значит славный народ.
Воспитатель: хотите путешествовать и посмотреть, как жили люди в древней Руси.
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое.
Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов. Но я забыла. В какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить.
Дети: Да. Назад, в обратную сторону
Воспитатель: Ребята, но не все так просто, нужно еще отгадать загадки и тогда мы точно сможем попасть в прошлое.
Воспитатель: Загадывает загадки.
1. Стоит жилище –
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба)
2. Бабушка седа – бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает –
Про бабушку забывают (печь)
3. Согнута в дугу
Летом – на лугу,
Зимой – на крюку (коса)
4. Рогат, да не бык.
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет (ухват)
Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки.
Воспитатель: Ребята посмотрите вот мы и в прошлом. Вы знаете как вести себя в гостях.
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня мы побываем в гостях у Миланьи, но хозяйка еще не знает, что мы пришли.
Что же нам делать.
Дети: Позвать ее.
Воспитатель: Давайте позовем ее вместе.
Дети: Дома ли хозяюшка.
Миланья: Милости просим, гостите - пожалуйте
Воспитатель: Хозяюшка, помогай вам бог.
Хлеб да соль.
Миланья: А откуда вы сами – то будете, гости дорогие.
Дети: Из детского сада «Цветочная поляна»
Воспитатель: Хозяюшка, ребятам очень интересно посмотреть как жили славяне на Руси, ты нам поможешь.
Миланья: Проходите. Как живем мы посмотрим.
Воспитатель: Посмотрите. дети, что это за здание.
Дети: Это дом наших предков – славян.
Воспитатель: Скажите ребята, а вы знаете какие строили жилища славяне.
Дети: Из дерева, бревен а крыша из камыша, жердей.
Воспитатель: А как называется дом срубленный из бревен.
Дети: Изба.
Воспитатель: А чем окружали славяне свои дома.
Дети: Забором.
Воспитатель: Давайте посмотрим как дом выглядит внутри.
Дети: (смотрят). Перечисляют, что видят.
Воспитатель: Из чего делали мебель славяне.
Дети: Из дерева.
Миланья: Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами. Почти все в избе делали своими руками, с любовью.
Воспитатель: Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью. Как называется мебель, которая заменила лавки, сундук, люльку.
Дети: Комод, кресло, кровать.
Миланья: А чем, еще занимались славяне.
Дети: Рыболовство, охота, собирательство.
Воспитатель: Что еще вы видите в избе.
Дети: Печь.
Миланья: Без печи хата – не хата.
А знаете, для чего нужна была печь.
Дети: Обогревать жилище, готовить еду.
Воспитатель: Правильно ребята. В народе печь ласково называли «кормилицей», «матушкой». В печи было жарко и горшок руками взять нельзя. Найдите в избе предмет, которым можно это сделать. Как он называется.
Дети: Ухват.
Миланья: А еще на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать.
Для этого делалась специальная лежанка.
Воспитатель: Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для народных сказок.
Воспитатель: Какие вы знаете сказки в которых упоминается о печи.
Дети: «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой».
Воспитатель: Что еще вы увидели в избе.
Дети: Лавку, стол.
Миланья: Ребята, славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. А когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на который ставили солонку с солью. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
Миланья: Вот и я хочу вас угостить (угощает всех хлебом)
Миланья: Ребята, а знаете ли вы, что у славян было много праздников.
Дети: Да.
Воспитатель: А какие праздники сохранились до нашего времени.
Дети: Ивана Купалы, Масленица
Миланья: На праздниках народ веселился, одевал лучшие одежды. Пели песни, водили хороводы, играли в игры. Давайте и мы с вами поводим хоровод.
Музыка «Лен – леночек». Дети и Миланья водят хоровод.
Миланья: А еще я знаю очень хорошую игру. Поиграем.
Дети: Да.
Игра «Трифон»
Миланья: Молодцы ребята
Воспитатель: Что еще интересного вы увидели в избе у Миланьи.
Дети: Подкова
Воспитатель: Как вы думаете зачем ее вешали славяне.
Дети: Для оберега
Миланья: Верно, считалось, что найденная подкова приносит счастье и оберегает дом от зла.
Воспитатель: Эта примета дошла и до наших времен. Возможно у кого – то из вас дома тоже висит подкова. Ее вешают у двери, как оберег.
Дети: Да.
Миланья: а хотите я и вам подковы на счастье подарю.
Дети: Да
Миланья: Вот вам подковы (раздает подковы из картона) А вы уж их сами украсьте. Кто золотом, а кто серебром.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: объясняет ход работы Аппликация «Укрась подкову»
Готовые работы воспитатель показывает Миланьи.
Воспитатель: Посмотри, как ребята постарались.
Миланья: Руки да душа – горница хороша.
Воспитатель: Спасибо тебе Миланья за гостеприимство, а нам пора домой в детский сад возвращаться.
Миланья: В долгий век и добрый час. Путь вам чистый добрый час. Путь вам чистый
Дети: До свиданья.
Воспитатель: Ребята, а теперь в какую сторону нужно повернуть стрелку часов, чтобы вернуться обратно в детский сад.
Дети: Вперед
Воспитатель: А почему вы так считаете.
Дети: Будем возвращаться в будущее.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из прошлого в наш детский сад.
Вам понравилось наше путешествие
Дети: Да