Сизова Елена Александровна
Конспект проведения занятия по программе «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании с детьми подготовительной к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа».
2. Дать детям представление о праведной жизни чудотворца Преподобного Сергия Радонежского.
3. Продолжить формирование представлений детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, любовь к родному Отечеству, интерес к светлым образам русских святых, к истории Отечества.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект проведения занятия по программе „Социокультурные истоки“ в дошкольном образовании с детьми подготовительной к школе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
чтение детям второй части книги № 3 «Светлый образ» и одноименной книги для развития речи под общей редакцией И. А. Кузьмина; рассматривание иллюстраций по рассказу «Куликовская битва», беседа по рассказу «Куликовская битва, художественно-продуктивная деятельность рисование «Храмы города Алатыря»/
Словарная работа.
Введение в активный словарь детей слов-понятий: многомощная, подвиг, чудотворец.
Материал для занятия :
Книги для развития детей №3 «Светлый образ», презентация на тему «Куликовская битва»; аудио запись «Колокольные звоны», художественный образ Преподобного Сергия Радонежского; мультимедийный проектор, материал для художественно - продуктивной деятельности, простые карандаши.
Ход занятия:
Присоединение
Дети и воспитатель образуют полукруг. Звучит аудио запись «Колокольные звоны Свято - Троицкой Сергиевой Лавры». Чтение педагогом стихотворения Е. Санина «Преподобный Сергий Радонежский» :
На подвиг князя провожая,
Он, волю неба выражая,
Монахов дал ему с собой
На зримый и не зримый бой
Своей молитвой многомощной
Молился Сергий денно-нощно
За наших предков и… за нас—
Ведь битва длится и сейчас!
Демонстрация слайда «Преподобный Сергий Радонежский»
В; -Дети, вы догадались, о чем пойдет сегодня на занятии мы будем разговаривать?
В; - Да, вы правильно догадались, что сегодня мы будем говорить
о чудотворном образе Преподобного Сергия Радонежского.
Дети садятся полукругом на стулья, лицом к экрану.
Разговор-беседа с детьми
по прочитанным произведениям второй части книги «Светлый образ»
Демонстрация слайда «Куликовская битва»
В ; - Дети, давайте мы вспомним, какие рассказы и стихи мы с вами читали во второй части книги «Светлый образ», которая называется «Чудотворный образ».
-О каком событии рассказывает нам рассказ «Куликовская битва?»
Демонстрация слайда «Великий князь Дмитрий Донской»
Вопросы к детям:
*Кто был Великим князем Московским в ту пору?
*Как Великий князь Дмитрий объединил русские города?
*Почему и князья, и народ шли к Преподобному Сергию Радонежскому за советом?
*Почему без благословения Преподобного Сергия Великий князь Димитрий не решался вступить в битву с лютым врагом?
*Почему богатырь Александр Пересвет победил непобедимого прежде великана Челубея?»
*Как сражался в Куликовской битве Великий князь Дмитрий?
Дети и воспитатель стоят в полукруге около экрана
Демонстрация слайда «Преподобный Сергий Радонежский видит исход битвы».
Вопросы к детям:
*Как Преподобный Сергий Радонежский помогал нашим воинам в Куликовской битве?
*Почему и князя Димитрия Донского, и Преподобного Сергия называют защитниками земли Русской?
*Почему Преподобного Сергия называют Чудотворцем всея Руси?
Педагог обобщает ответы детей:
В;- Немало на долю нашего Отечества выпало тяжелых испытаний, и послал Господь на помощь прозорливого чудотворца. Благословенное Преподобным Сергеем Радонежским войско одержало славную победу над татаро - монголами на Куликовом поле.
В;- В дружине Димитрия Донского сражались смелые воины, настоящие русские чудо-богатыри. Я предлагаю и вам поиграть в игру «Богатыри».
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь - богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают «силу»)
Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё, через левое плечо.
Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)
Мы теперь - богатыри!
В;- Дети, я предлагаю вам, завершить создание коллективной композиции «Храмы Святой Руси», которую мы начали создавать на этой неделе. ( Художественно - продуктивная деятельность по выбору детей: аппликация, рисование, конструирование). Время работы 5 минут
Пальчиковая гимнастика:
В;- Дети, давайте продолжим богатырскую гимнастику и проведем ее теперь для пальцев рук:
1,2,3,4,5 (пальчики «здороваются»,
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы правой руки идут по ладони левой руки).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в «замок»).
Повторить 2 раза. (При повторе - указательный и средний пальцы левой руки идут по ладони правой руки).
Воспитатель предлагает детям сесть за столы парами.
Чудотворный образ
Активное занятие №5
Работа в паре «Светлый образ»
Задание. Детям предлагается рассмотреть иллюстрации и определить, о каких добрых качествах Преподобного Сергия Радонежского они рассказывают
Присоединение
В;- Благодаря, праведной жизни Преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых и его чудотворный образ всегда будут помнить люди.
2. Индивидуальный этап. Время работы 5 минут.
Откройте книгу для развития №3 «Светлый образ» на стр. 26, внимательно рассмотрите иллюстрации. Подберите к ним соответствующие слова и соедините линией.
3 Работа в паре
Расскажите друг другу свое решение и придите к соглашению. Соедините линией соответствующие слова и иллюстрации. Время работы 5 минут.
4. Обсуждение в группе. Экспертная оценка
Одна из пар представляет результаты совместной работы. Заслушивание мнение других пар.
Воспитатель подводит итог:
В;- читает отрывок из Книги для развития №3»Светлый образ» на странице 22; …Во время сражения, которое происходило за сотню верст от Троицкой обители, вся братия молилась в храме, приклонив колено, а прозорливый Сергий чудесным образом видел ход битвы….
5 Заключительный этап:
Вопросы к детям
В;- На что бы вы хотели получить благословение Преподобного Сергия Радонежского
В; Захотелось ли вам побывать в Свято –Троице-Сергиевой Лавре
В качестве домашнего задания я предлагаю прочитать дополнительно произведения, которые даны на странице 27, в Книге для развития №3 «Светлый образ»
Рефлексия
Дети и воспитатель стоят в круге.
В;- Из рода в род живет в России имя великого святого, всея Руси чудотворца, Преподобного Сергия Радонежского, великого избранника Божия.