Любовь Ананьева
Конспект проведения экскурсии в средней группе «Экскурсия в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения экскурсии в средней группе
Цель: Дать детям представление о лесе, видах леса, продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев нашей местности.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о сезонных изменениях в природе, уточнить знания детей о деревьях, вызвать интерес к растениям родного края, совершенствовать речь.
Развивающие: развивать память, мышление, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа:
Публикация «Конспект проведения экскурсии в средней группе „Экскурсия в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
обогащение словаря: виды леса: лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, дуб – «долгожитель»
активизация словаря: лес, деревья (берёза, рябинка, клён, дуб)
Предварительная работа: получить допуск на проведение экскурсии заведующего; наблюдение за деревьями на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Послеэкскурсионная работа : обобщающая беседа на тему «Экскурсия в лес»
Средства : листочки (берёзовые, с рябинки, клёновые, дубовые)
Форма организации детей: фронтальная
Способы: сюрпризный момент, напоминание правил в лесу, рассказ о лесе, о деревьях, словарная работа, показ, рассматривание деревьев, вопросы к детям, положительная оценка.
Ход занятия:
- Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила :
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
-Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в лес. Но вначале нам надо вспомнить правила поведения в лесу.
Поиграем в игру "Можно - нельзя"
-Сажать деревья?
- Кричать, шуметь?
- Ломать ветки, деревья?
-Ходить по тропинке?
-Оставлять за собой мусор?
-Собирать ягоды, грибы?
-Разорять гнезда?
Молодцы.
- Вот мы с вами и в лесу.
-Ребята, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся: "Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою? Кто в глуши твоем таиться? Что за зверь, какая птица? Все открой не утаи: ты же видишь мы свои».
Посмотрите, какой красивый лес!
- Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Как вы узнали, что наступила осень? (лес стал разноцветным)
Ребята, так, что же такое лес?
Дети: Лес - дом для птиц и животных. Лес - наше богатство. Лес - красота нашей природы. Лес - это чистый воздух, кислород.
-Правильно, лес - это замечательное природное богатство, большой дом, где растут разные деревья, живут птицы и звери. А люди приходят в лес не только за грибами и ягодами, но и отдыхать, насладиться тишиной, свежим воздухом, пением птиц. Лес надо беречь и любить, он красив во все времена года.
-Ребята, а чем может пахнуть лес? (цветами, листьями, хвоей, грибами, корой деревьев, травой)
Молодцы.
Самые главные жители леса - это деревья. Они бывают разные - высокие и низкие, их много. Посмотрите (показ березы, липы, клена).
Чем похожи эти деревья? (У них есть листочки)
-Правильно, именно поэтому - лес, в котором растут такие деревья, называется лиственный. Посмотрите, какой он светлый. А в этой части лес какой - темный, мрачный. Какие деревья здесь растут? (Ель, сосна) Чем похожи ель и сосна? (У них есть иголки)
- Иголки у ели и сосны называются хвоей. Поэтому и лес, где растут такие деревья, называется хвойным. А если все деревья растут вместе, то лес называется смешанный. Лес щедро делится своими дарами с человеком. Что мы собираем в лесу? (Ягоды, цветы, грибы)
-Вот и сейчас деревья приготовили нам какой - то подарок.
- Давайте посмотрим. Что же это такое? (Листья)
-Это какой лист? (березовый)
-А этот лист, с какого дерева? (с рябины)
-Это какой листочек? (кленовый)
- Тихо постойте. Что слышите?
Дети: Ветер шумит, листья шуршат.
- Что они говорят? (ответы детей)
Покружитесь, полетайте, как листочки.
-Давайте поиграем с этими листочками.
Игра называется "С какого дерева листочек". /
Детям раздаются листочки (берёзки, рябинки, клёна, после слов воспитателя, дети находят соответствующее листочку дерево.
- «Ветер по ветру летал, ветер листики считал. Вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с березки золотой. 1,2,3 к дереву беги».
Молодцы.
-Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного ещё об одном дереве.
- О каком дереве, отгадайте загадку.
- Он красивый и могучий
Для зверей кормилец лучший.
На нем желуди растут
Придет осень опадут.
На нем листья засыхают
До весны не опадают
Словно он одел тулуп,
Угадали? Это - (дуб)
- Чтение сказки о дубе:
«В чаще леса на опушке я стою большой.
Величавый и могучий, с кроною густой!
Высоченный! Я макушкой небо достаю!
Звезды по ночам считаю, словно звездочет!
Я прожил на этом свете целых двести лет!
Видел грезы, видел бури, видел взлет ракет!
Наблюдал затменье солнца и не раз, не два.
Я скрывал от непогоды маленьких птенцов
Как отец, качал на ветках, прятал от врагов.
Помогал летать учиться, пенье слушал их!
И росой поил прохладной, как детей своих.
А зимой ко мне сбегались зайцы поутру,
В чехарду играли, в салки, прятались в снегу.
Под моей широкой кроной всем хватает места.
Я один такой огромный! Знает обо мне весь лес!
В чаще леса на опушке я живу
Очень добрый, очень умный - всякого пойму.
Я любовь свою и силу всем дарить готов».
- Вот сколько интересного рассказал про себя дуб. Ребята, дуб растет медленно, сначала в высоту, затем в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому дуб крепко стоит и не боится даже сильных ветров. Он всегда выше всех деревьев, потому что дуб любит солнце, яркий свет. Листья и цветы на дубах появляются в мае, осенью листочки опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветках сухими почти всю зиму.
Посмотрите, какой листочек. (Дети рассматривают листики с дерева) - Дубы - деревья долгожители. Как вы понимаете это слово -"долгожители". (Тот, кто живет долго)
-Издавна у людей дуб считается символом силы, здоровья, красоты. У дуба есть плоды. Они называются желуди. (Рассматривание желудей)
- Желуди замечательный корм для медведей, оленей, кабанов, белок и некоторых птиц. Особенно любят желуди кабаны. Раньше люди из желудей делали муку и пекли хлеб. Сегодня ваши мамы дубовые листья используют при засолке огурцов, делают веники для бани.
Подвижная игра «Найди пару»
Учить детей составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).
Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» (каждый берёт листок)
Воспитатель говорит слова: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета»
( Другие задания: составь пару - листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)
Молодцы ребята!
- А теперь давайте наберём желудей для поделок и принесём в детский сад.
- Вот сколько нового и интересного мы с вами узнали про дуб. Ребята, вам понравилось в лесу. Хорошо в лесу, но нам надо возвратиться в детский сад. Пришло время проститься с лесом.
- Лес дремучий, до свидания!
Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем.
-Вам понравилась экскурсия? Чем понравилась экскурсия? Что нового узнали?
-В конце нашего путешествия хочется еще раз сказать: Любите родную природу!»
-А сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад, соблюдаем правила поведения. Нас ждёт прогулка.