Ирина Новикова
Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе.
Тема: «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание»,
«Чтение художественной литературы», «Экологическое воспитание».
Публикация «Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе „Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Цели:
• Уточнить представления детей о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой : снег покрыл всю землю, он лежит на ветках кустарников и деревьев, на снегу видны следы людей, животных, деревья, за исключением хвойных, без листьев.
• Дать детям представление о жизни диких животных зимой.
• Формировать интерес к окружающей природе.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей о приспособленности растений к зимним условиям, к размножению с помощью семян и ветра; упражнять детей в нахождении деревьев по внешним признакам: стволу, почкам, семенам. Учить детей распознавать следы на снегу зимующих птиц.
Развивающие: развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания, развивать стремление изучать свой родной край.
Обогатить эстетические впечатления детей. Учить видеть красоту зимнего леса, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего леса.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, чувство гордости и восхищения родным краем. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Материалы и оборудование: Бумажные следы, Конвертики с пазлами, Мультимедийная презентация, Компьютер/ноутбук, Проектор, Колонки.
Предварительная работа:
• Ежедневные наблюдения за погодой;
• Заучивание стихотворений;
• Наблюдение за состоянием животных и растений.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в сказочный зимний лес! (Слайд №1)
Посмотрите на эти следы, они ведут в густой лес. Ребятки, посмотрите, как ярко светит солнце, как морозно и безветренно, небо чистое и ясное и послушайте как хрустит под ногами снег.
Вот мы с вами оказались на опушке леса. Посмотрите на наш лес, красив ли он сегодня?
Наш лес многоярусный и смешанный: верхний ярус – сосны (самые высокие деревья, ярус пониже – лиственные деревья, ели, следующий ярус – высокие кустарники и подрастающие деревца, нижний ярус – это травы, кустарнички. Зимой этот ярус находится под снегом, который укрывает и согревает все, что есть на земле и в почве. В зимнее время деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут, так как условия для жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся холода: прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными.
Как красив и загадочен дремлющий лес, окутанный в белоснежные, сверкающие одежды! Войдем в его царство. Какого все здесь цвета?
Дети: Все белое!
Воспитатель: Правильно! Все белым бело! Посмотрите везде белые сугробы, деревья оделись в белый наряд.
Зимний лес в объятиях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны,
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально-ледяное царство.
Воспитатель: Дети, я не узнаю этот лес. Куда же мы попали? Что это за деревья?
Дети: Березы.
Воспитатель: Как вы их узнали?
Дети: У березы белая кора с черными пятнами.
Воспитатель: Верно. Рассмотрим ветви берез. Какие они? У березок очень много тонких веточек и они кажутся пушистыми, нежными, как легкий, воздушный узор на голубом небе. Взгляните на них, не правда ли красиво?
- Рассмотрим внимательно березовые почки. Какие они? Как они расположены на ветке? Страшны ли им морозы и ветра? Почему?
Воспитатель: Посмотрите ребята, а кто это прячется под березкой?
Дети: Под деревом прячется зайчик.
Воспитатель: Правильно, это зайчик прячется под деревом. Вы молодцы, что его увидели, а вот я сразу его и не заметила, он почти слился со снегом. А вы знаете, ребята, как зайчик готовится к зиме? Посмотрите на картинку.
Дети: Зайчик меняет серую шубку на белую.
Воспитатель: Вы правы, зайчик к зиме меняет свою серую шубку на более теплую белую. Посмотрите, какая у зайки густая шубка, это чтобы заяц не мерз зимой.
Воспитатель: А сейчас давайте немножко отдохнем, и представим что мы зайки и что мы в зимнем лесу.
«Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапоньки погреть,
Вот так, вот так надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать.
Вот так, вот так зайке надо поскакать.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь скажите какие деревья и кустарник вы еще узнали? Ведь это не просто, когда на них нет листьев. (Дети смотрят на экран и называют деревья и кустарники).
Воспитатель: Ребята, вы видите эти следы, которые ведут к дереву. Как вы думаете, чьи они?
Дети: Это следы белочки.
Воспитатель: И тут вы снова правы. Это следы белочки. Ребята, а вы знаете, как белочка готовится к зиме?
Дети: Белочка собирает осенью семена, шишки, орешки, грибочки и кушает их всю зиму.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Белочка действительно собирает на зиму запасы корешков, орешков, семян, шишек и грибочков, но это еще не все. Зимой белочка еще и меняет свою рыжую шубку на теплую густую серую шубку. А еще в самый мороз белочка забирается в свое дупло и накрывается своим пушистым хвостиком, чтобы не замерзнуть. Дети, обратите внимание на другой стороне дорожки мы видим рябину, на ней висят гроздья ягод. Ой, ребятки посмотрите, что это за птички? У них красивая красная грудка, а вот еще птички с желтенькой грудкой, как они называются? Кто знает? Ответы детей: (снегири и синички).
Воспитатель: правильно дети. Птичкам ребятки зимой труднее всего, у них нет теплых хвостиков и шуб, им трудно добывать корм, поэтому люди должны помогать птицам.
Нужно развешивать кормушки и раскладывать корм. Например, синички любят несоленое сало, воробьев нужно подкармливать пшеном, а щеглы любят семена репейника, а свиристели и снегири питаются веточками сушеной рябины.
Птички будут вам благодарны. А сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику «Кормушка» :
Сколько птиц к кормушке нашей
(Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
(Машут перекрестно сложенными ладонями.)
Две синицы, воробей,
(На каждое название птицы загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек!
(Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку).
Педагог: А какие деревья и кустарник вы еще узнали? Ведь это не просто, когда на них нет листьев. (ответы детей)
Педагог: Молодцы! Вы очень наблюдательные. (Дети вместе с воспитателем рассматривают кустарник иву. Вспоминают, чем кустарник отличается от дерева.)
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто это в зарослях шиповника?
Дети: Это лисичка.
Воспитатель: Правильно, это лисичка. А вы знаете, ребята, как лисичка готовится к зиме?
Дети: Нет, не знаем.
Воспитатель: А лисичка к зиме тоже меняет мех на более теплый. Посмотрите, какая же густая у лисички шубка! И под снегом она добывает себе еду – различных грызунов.
(следующий слайд №18)
Воспитатель: Ребята, взгляните на дерево. Почему оно выглядит нарядным? Что это за крылышки? Зачем они нужны дереву? Кто знает, как оно называется? (Клен). Рассмотрим почки клена. Похожи ли они на березовые? Зимой в березовой роще красиво как никогда. В ней царит таинственная тишина, под ногами похрустывает снег и воздух наполнен морозной свежестью. Очень приятно побродить по такому месту.
А какие деревья не сбросили свой наряд осенью?
Дети: Это елки и сосны.
Педагог: Правильно. Кто помнит загадки об этих деревьях? Давайте я вам помогу.
Вот колючка-недотрога.
Лучше ты ее не трогай.
Ой, остры иголочки
У зеленой. (елочки).
Будто рыженькая свечка,
На холме стоит у речки.
Растрепалась ото сна
В иглах, в шишечках. (сосна).
Воспитатель: А кто же это? Что это за зверь?
Дети: Это волк.
Воспитатель: Правильно, это волк. И волк тоже меняет свой мех на более теплый, густой и пушистый. И ловит он в лесу зайцев, которые от него прячутся, и мелких грызунов.
Воспитатель: Ребята, а какого большого зверя, мы сегодня в лесу так и не увидели?
Дети: Мы не увидели медведя!
Воспитатель: Правильно! А вы знаете, почему мы не встретили медведя в лесу?
Дети: Мы не встретил медведя, потому что медведь зимой спит.
Воспитатель: Да, медведь всю зиму спит. А помогает ему всю зиму спать толстый слой жира, который медведь накапливает все лето, и всю осень, и его толстая и густая шерсть.
Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Чей след?» (Дети берут бумажные следы и угадывают, чьи они).
Воспитатель: Обратим внимание на упавшие семена деревьев. Пройдет немало времени, прежде чем одно из этих семечек попадет на землю и вырастет молодое деревце. Есть ли на ветвях деревьев, на его кроне снег, много ли его? Легко ли деревьям держать такую снеговую шапку? Что может случиться с ветвями берез и тополей? Чем мы можем помочь нашим друзьям? Можно осторожно стряхнуть снег с ветвей. Почему осторожно? Правильно, потому что сильно трясти ветки нельзя, так как они очень хрупкие и легко ломаются зимой из-за холода.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка в зимнем лесу.
Дети: Понравилась!
Воспитатель: А что нового вы узнали? (ответы детей)
Воспитатель: Вы молодцы, ребята, вы очень наблюдательны! Но сейчас нам пришла пора возвращаться домой, в наш садик. Давайте закроем глаза и похлопаем в ладоши. Открывайте глаза, ребята. Вот мы и снова в нашем детском саду.
До свиданья, зимний лес!
Работа после экскурсии : Я вам предлагаю взять конвертики, достать пазлы и каждому из вас собрать какого-то зверя, которого вы видели в зимнем лесу.