Надежда Климовских
Конспект проведения тренировочной исследовательской деятельности детей в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: карточки с изображением тем, энциклопедии для дошкольного возраста, карточки с изображением методов исследования, папка юного исследователя, листочки размером 9х9 см оборудование для проведения опытов (стаканчики с водой и молоком, деревянный предмет, камень, краска, схемы опытов.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере изучения свойств воды.
Закреплять знания детей о воде, ее свойствах.
Приобретение детьми новых знаний о воде.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект проведения тренировочной исследовательской деятельности детей в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Продолжать развивать логическое мышление.
Развивать творческие способности.
Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.
Активизировать словарь (течет, растворяет, газообразное состояние, исследование).
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитывать самостоятельность.
Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.
Ход занятия.
Дети сидят за столами, расположенными полукругом, в центре стоит стол с оборудованием и мольберт.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем проводить самостоятельные исследования, как настоящие ученые. Для проведения исследований мне нужно два «добровольца».
А для того, что бы проводить исследования, нам с вами нужно знать тему исследования. Сейчас, моим помощникам предстоит выбрать тему исследования?
На мольберте, воспитатель вывешивает картинки с примерными темами.
Дети самостоятельно выбирают и озвучивают тему.
Тема нашего исследования – вода.
Затем воспитатель рассказывает о том, что их задача – получить как можно больше сведений о воде и подготовить о ней рассказ – небольшой доклад. А информацию добыть можно разными способами – “ методами исследования”. Беседа с детьми, по ознакомлению плана исследования. Еще один важный момент, для того, что бы начать исследования нам необходимо рассмотреть карты исследователей, на которых есть картинки – подсказки с методами исследования. Наши добровольцы выполняют самостоятельную исследовательскую работу, а мы им будем помогать.
Итак, план исследования готов :
1. Подумаем и вспомним, что мы знаем.
2. Посмотреть в книге.
3. Спросить у другого человека.
4. Понаблюдать.
5. Провести опыт и эксперимент.
6. Посмотреть в интернете.
Сбор материала. Все сведения, мы будем фиксировать на маленьких бумажечках, при помощи символов, значков, зарисовок. Листочки со значками складываем в кармашки папочки исследователя.
Подумать самостоятельно, дети приходят к выводу, вода встречается везде и относится к неживой природе, это жидкость, ее нельзя удержать в руках, она вытекает. Вода прозрачная, не имеет вкуса. Ребята делают отметки на листочках и вставляют их в кармашек первого метода исследования.
Спросить у другого человека.
Дети ответили, что спрашивали у своих родителей и у воспитателя. Из разговора они узнали, что вода может быть теплой и холодной, а также о круговороте воды в природе, что вода бывает соленой и пресной. Ребята делают отметки на листочках и вставляют их в кармашек второго метода исследования.
Узнать из книг.
Из книг дети узнали, что вода необходима всему живому на земле, вода нужна людям, животным, растениям. Вода широко используется людьми в разных отраслях. Дети заполняют листочки и помещают в третий карманчик.
Воспитатель: давайте немного поиграем, превратимся в капельки воды, (надеть шапочки с изображением капелек). Подвижная игра «Дождик и солнышко». На полу два обруча, по сигналу «Дождик», дети бегают и резвятся, по сигналу «Солнышко» – собираются в «лужицы».
Посмотреть в компьютере. Фиксируют новые данные. Вода бывает в природе в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
Наблюдение. Дети самостоятельно рассматривают стаканчики с водой и молоком. Делают выводы: вода – прозрачная, не имеет запаха, не имеет формы (принимает форму сосуда); молоко – белое, имеет запаха, не имеет формы (принимает форму сосуда). Наблюдали за дождиком на улице. Зарисовки.
Эксперимент – самый интересный метод. Дети аккуратно наливают в стаканчик с молоком немного воды. Смотрят и говорят, каким оно стало (каким и было). Дети размышляют над тем, почему исчезла вода (смешалась с молоком). На столе оборудование для проведения эксперимента, схемы проведения опытов. Двое детей самостоятельно проводят другие опыты, (кладут в воду деревянную пробку, камень, краску). По результатам опыта: в воде растворяется молоко, краска окрашивает воду, а камень не растворяется, а тонет, пробка всплывает на поверхность воды. Зарисовывают результаты опытов.
Воспитатель: давайте немного отдохнем, расслабимся. Представьте себе, что-то очень приятное, послушайте песенку воды.
Заключительный этап – обобщение. Начинаем вспоминать, что полезного и важного мы узнали. Опорой для составления рассказа служат пиктограммы, составленные детьми.
Раскладываем пиктограммы добровольцев, выделяем главное и второстепенное.
Воспитатель: наши исследователи делают сообщение о воде.
Дети рассказывают все, о чем узнали в ходе занятия.
Доклад. Два ребенка, одеты в мантии и головные уборы.
Воспитатель: молодцы ребята, вы очень хорошо поработали.
Анализ занятия.
Мои успехи:
Мне удалось заинтересовать детей при помощи появления многочисленного оборудования.
Положительный настрой и эмоциональный окрас проведенной деятельности, мне успешно удалось вызвать при помощи наглядного материала (макета папки юного исследователя).
Я доступно объясняла и показывала этапы опытов, и они прошли удачно. Проведение экспериментальной деятельности вызвало у детей восторг.
Удалось на физкультминутке сосредоточить внимание детей на скоростное выполнение движений.
При беседе научила детей устанавливать причинно-следственные связи о том, какая может быть вода.
Мои затруднения:
Затруднение возникло в ходе экспериментальной деятельности, при которой дети отвлекались на оборудование.