Волкова Елена Сергеевна
Конспект проведения тренинга с родителями «Давайте начнем с себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи:
1. Усиление способности родителей к пониманию и чувствованию в эмоцио-нальный мир своего ребенка;
2. Изменение неадекватных родительских позиций;
3. Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Предварительная работа: подготовка презентации
Материалы и оборудование: кегли, мяч, чаша из картона, сердечки из цветной бумаги, пословицы.
Публикация «Конспект проведения тренинга с родителями „Давайте начнем с себя“» размещена в разделах
Ход занятия:
Здравствуйте, уважаемые родители, предлагаю вам поучаствовать в тренинге на тему : «Давайте начнем с себя», но сначала давайте познакомимся друг с другом. Итак, мы садимся в круг и по очереди берем в руки мяч, называем свое имя и пробуем охарактеризовать себя одним словом, давайте я начну : меня зовут Елена Сергеевна я ответственная и далее (ответы родителей).
Цель: снятие эмоционального напряжения; сплочение участников группы.
А сейчас ознакомимся с правилами тренинга
Слайд 2. Внимание на экран, возможно вы хотите внести коррективы в правила?
Слайд 3. А сейчас давайте поиграем, а игра называется «Шанхайцы».
Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)
Давайте встанем в шеренгу и возьмемся за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти от кегли до кегли. Ну что поиграем? (играю вместе с родителями).
Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.
Притча
Слайд 4. Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями : Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение че-ловеческого рода. А почему? Ведь именно ему жить в будущем. Душа ребенка – это полная чаша.
Слайд 5. В данном случае вот она наша чаша. (чаша из ватмана приклеена на мольберте) Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из Вас и у меня есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой бумаги, напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, поместите его в чашу и назовите. (ответы родителей : добрый, умный, щедрый, сильный, справедливый, здоровый, заботливый). Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче? Так, хорошо, внимание на экран,
Слайд 6. добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми. Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость.
Слайд 7. Л. Н. Толстой говорил: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!» Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на «чашу избавления» в нашем случае это поднос.
А сейчас давайте поделимся на две команды. Каждая команда получает по две пословицы, которые вы должны объяснить и пояснить, что имели в виду наши предки:
Без корня и трава не растет.
Не мы на детей походим, а они на нас.
Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
Похвальное слово гнило бывает. Прочтите их пожалуйста и попытайтесь объянить.
Слайд 8. Есть в мире цветы и цветы эти – дети
Не может никто заменить их на свете,
Они наша радость и счастье всегда,
Творят для нас взрослых они чудеса.
Ребенок – это цветок, так давайте же поговорим о том, как правильно вырастить и сохранить в нем те качества, которые мы заложили в самом начале – о стилях семейного воспитания. Сегодня я вам покажу лишь несколько стилей. Нам так же нужно разделиться на 2 команды. Одна команда называет «+» данного стиля воспитания, а другая «–». Обсуждаем с какими трудностями может столкнуться ребенок в детском саду.
Слайд 9. Внимание на экран. Первый стиль семейного воспитания – либеральный. Что вы можете сказать об этом стиле воспитания? (слушаю ответы родителей). Итак, либеральный стиль, как вы видите, ребенок стоит в центре семьи, родители прощают ему все его слабости, не склонны к ответам и ограничениям. Безусловно, это огромный минус, необходимо как можно быстрей исправлять это т. к. ребенка в детском саду могут быть конфликты с остальными ребятками, самому ему будет трудно понять, что все равны и каждый хорош по - своему.
Слайд 10. Следующий стиль семейного воспитания – авторитарный. Прошу назвать плюсы и минусы этого стиля. (слушаю ответы родителей). Родители заранее знают кем будет их ребенок, не слушая его мнение, как бы отдают приказы. Но каким же вырастет этот ребенок? Такие дети, как правило, замкнутые, боязливы, зависимы от родителей. В подростковом возрасте девочки остаются пассивные, а мальчики становятся агрессивными и не управляемыми.
Слайд 11. И последний, на сегодня, стиль – индефферентный или хаотичный, внимание на экран. (ответы родителей). При этом стиле ребенку приходится решать свои проблемы самому. Иногда безразличие родителей сочетается с враждебностью. К сожалению при таком стиле у родителей свои заботы, не касающиеся ребенка. Я думаю, проанализировав все это, вы найдете нужный путь воспитания ребенка, но прежде задумайтесь: «что должен сделать я, для того, чтобы ребенок вырос счастливым, воспитанным и любящим своих родных?»
Слайд 12. Ну а теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Игра называется «Волшебная шляпа».
Цель: упражнение родителей в высказывании комплимента родителям.
Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка оста-навливается, тот, у кого шляпа осталась в руках, одевает её на себя и говорит комплимент любому, из родителей. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».Итак, начнем.
Давайте подведем итог нашей встречи, прошу ответить на вопросы.
-Вернемся к притче, которую вы услышали в начале нашей встречи. Кто же является Путником Вечности, способным спасти человечество? (Ребенок)
Каким должен быть этот Путник? (Благородным человеком)
Кто же воспитывает его? (Мы, взрослые)
Наша задача воспитывать Благородного человека. Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать себя! И завершая нашу встречу, хочу вам предложить похлопать друг другу за проделанную работу. Спасибо за то, что вы нашли время прийти, до свидания.