Лариса Каткова
Конспект проведения тематического дня «Птички-невелички» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения тематического дня «Птички-невелички»
во второй младшей группе
Задачи:
уточнить знания детей о птицах, их отличительных признаках, питании, передвижении, подвести к пониманию того, что птицы живые: они летают, клюют зёрнышки, дышат, воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам;
способствовать развитию мелкой моторики кистей рук;
Публикация «Конспект проведения тематического дня „Птички-невелички“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
развивать познавательный интерес, познавательные способности, речь, внимание, воображение;
повышать музыкальную восприимчивость детей, воспитывать зачатки музыкального вкуса, поддерживать двигательную активность;
укрепить здоровье детей, создать праздничное, радостное настроение
Оборудование:
• игрушка - птичка;
• аудиозаписи со звуками леса, звуками природы;
• театр на фланелеграфе по стихотворению С. Маршака "Где обедал воробей?"
• пшено, семечки, хлеб для корма птиц;
• строительный материал;
• раскраски с изображением птиц;
• игра «Найди такую же»;
• книги и иллюстрации с изображением домашних и диких птиц.
Участники:
• дети;
• воспитатели группы;
Утро. Сюрпризный момент
Цель: активизация детей, создание интереса к происходящему
Воспитатель обращает внимание детей на то, что их группа стала какая-то необычная: на стенах, столах иллюстрации с изображением птиц. спрашивает у детей, что они думают по этому поводу.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это. (Птица)
Воспитатель представляет детям птицу (игрушка птичка любая)
Рассматривание картинок с изображением птиц и сопровождение чтением стихов о птицах
Цель: знакомить детей с разнообразием птичьего мира, приучать детей слушать и понимать стихотворные строки.
Журавель Жура - Жура - Журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Ответил он пролетая:
- Лучше нет родного края.
Воробей Прискакал воробей
На пружинках-ножках,
Прочирикал воробей:
- дай поесть немножко!
Поклевал, поклевал,
А спасибо не сказал.
Через день летит опять.
Смотрит нечего - клевать.
Синица Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не садится
Всё хвастает, синим
Своим сюртуком
И шапкой синей
Гордится синица.
Кукушка Лесная кукушка,
Седая старушка,
Колдует, гадает.
Колдунья-кукушка,
Не умолкай,
Кукуй и кукуй
И до ста
Сосчитай!
Рябчик Рябчик - пёстрые бока -
Так и рвётся в облака.
Синица Синица расписная
Свистит не уставая.
Сова Спят деревья, спит трава,
Но не спит всю ночь сова.
Учит мама малышей
По ночам ловить мышей
Сорока Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока,
Но горда собой сорока.
Дятел Дятел - врач лесного царства.
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Аист Вот так шляпа - загляденье!
Аист с юга прилетел,
Всем вокруг на удивленье
Свить гнездо в ней захотел.
И живёт, забот не зная,
Никуда не улетая.
Утренняя гимнастика
Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус, воспитывать у детей привычку делать утреннюю гимнастику.
Комплекс утренней гимнастики «Птицы»
Построение в колонну.
Ходьба в колонне друг за другом, ходьба на носках (руки вверх, лёгкий бег, обычная ходьба.
Построение в круг
ОРУ без предметов
1. «Птички машут крылышками»
И. п. : ноги слегка расставить, руки опущены.
Поднимаясь на носки, руки через стороны вверх, опускаясь, руки вниз.
2. «Птички смотрят, не идёт ли кошка»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты корпуса влево-вправо.
3. «Птички клюют зёрнышки»
И. п. : Ноги слегка расставить, руки на пояс.
Присесть, постучать пальцами по полу «птички клюют». Встать, руки вверх, помахать кистями «птички полетели».
4. «Птички отряхивают хвостики»
И. п. : стоя, руки согнуты в локтях.
Движения бёдрами влево-вправо.
5. «Птички прыгают по веткам»
И. п. ноги слегка расставить, руки согнуть в локтях, кисти расслаблены – «крылышки».
Подскоки-птички прыгают, пружинки-качаются на ветках.
Упражнение на дыхание «Согреем птичку»
И. п. стоя, руки перед собой - в ладошках «птичка».
Спокойный вдох носом, выдох в руки – «согреем птичку».
Перестроение в колонну друг за другом, ходьба и лёгкий бег в чередовании.
Построение в шеренгу.
Речёвка:
Рано птички просыпались
И зарядкой занимались!
Подготовка к завтраку. Завтрак
Цель: вызвать аппетит, желание быть сильными и здоровыми. Формировать привычку к здоровому образу жизни (профилактика нарушений осанки во время приёма пищи).
Мы за столиком сидим,
Вкусный завтрак мы едим.
Постарались повара,
Приготовили с утра
НОД
Цели:
- Закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц.
- Развивать речевую активность, формировать навыки связной речи, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.
- Развивать зрительное внимание, память.
-Развивать умения полученные на предыдущих занятиях, формировать навыки аккуратности, поддерживать чувство радости, возникающее при создании изображения, развивать эстетический вкус.
- Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.
-Сохранять и укреплять здоровье детей.
Материал и оборудование:
картинки с изображением птиц, звуковая фонограмма, мнемотаблица, модели, листы бумаги1\2, заготовки из цветной бумаги, кисточки, клей, клеенки, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, птичка приглашает нас к себе в гости, в лес. Садимся на поезд и отправляемся. (запись песни «Мы едем, едем, едем…»)
Включается запись «голоса птиц»
Воспитатель: дети, вот мы и прибыли в лес, послушайте, что вы слышите?
Дети: птички поют.
Воспитатель: ребята, давайте расскажем о птицах, какие они?
С помощью моделей дети выделяют характерные признаки птиц.
- У всех птиц есть две лапки. (модель)
- Тело покрыто перьями. (модель)
- Крылья. (модель)
- Голова и туловище. (модель)
- Клюв. (модель)
- Хвост. (модель)
Воспитатель: Зачем птицам крылья?
Дети: летать
Воспитатель: Зачем птицам лапки?
Дети: передвигаться по земле, цепляться за ветки
Воспитатель: Зачем птицам клюв?
Дети: есть, пить
Воспитатель: Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи прыгают, а голуби ходят.
Воспитатель: А каких вы знаете птиц?
Дети: Ласточки, грачи, скворцы, журавли, воробьи, вороны, голуби
Воспитатель: А как изменилась жизнь птиц весной?
Дети: птицам стало тепло, они греются на солнышке, пьют воду из лужи, поют песни.
Воспитатель: Правильно ребята, птицы рады приходу весны. Воробьи чирикают, вороны громко каркают, другие птицы весело щебечут. Воспитатель: А вы хотите превратиться в птичек? Все ребята покружились и все в птичек превратились.
П/и «Ой, летали птички»
1. Вот летали птички,
птички-невелички.
Все летали, все летали –
крыльями махали
2. На дорожку сели,
зернышек поели.
Клю -клю-клю-клю –
как я зернышки люблю
3. Перышки почистим,
чтобы были чище.
Вот так и вот так,
чтобы были чище!
4. Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок –
Прыгаем по веткам.
Воспитатель: покружились, покружились и в ребяток превратились. (Дети садятся на места)
Воспитатель: Но хотя птичкам и стало тепло, а земля ещё не оттаяла и им ещё нечего есть: нет ни травинок, не червячков, ни мошек. Как же мы можем помочь им?
Дети: положить зернышки и хлеб в кормушку.
Воспитатель: правильно, ребята. Это мы сделаем когда выйдем на прогулку, а сейчас я предлагаю вам сделать кормушки, выполнить аппликацию. Вы согласны? (Да)
Выполняется аппликация с детьми, воспитатель обращает внимание на последовательность выполнения (разложить на листе бумаги, брать одну деталь, намазывать клеем на клеенке обратную сторону, приклеивать на то же место. используя салфетку).
Все работы вывешиваются на доску.
Воспитатель: ребята, посмотрите какие красивые кормушки у нас получились. Я думаю, что птицам они очень понравятся.
Птичка рассматривает кормушки и благодарит детей.
Воспитатель: а теперь нам пора вернуться в детский сад (запись песни «Мы едем, едем, едем…»)
Подведение итогов.
Второй завтрак
Цели: Формировать привычку к здоровому образу жизни (профилактика нарушений осанки во время приёма пищи). Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно держать чайную чашку, умение аккуратно пользоваться салфеткой.
Хороводная игра «Ай, ду – ду – ду – ду – ду - ду, сидит ворон на дубу…»
Цель: учить детей выполнять игровые действия (становиться в круг, выполнять действия в соответствии с текстом, развивать чувство ритма.
Самостоятельная деятельность детей.
Дидактическая игра «Найди такую же»
Цель: учить детей находить и узнавать птиц, образуя парные картинки.
Прогулка. Организационный момент
Воспитатель вместе с птичкой приглашают детей отправиться на прогулку.
Наблюдение за птицами
Предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по окраске, по величине.
Цель: развивать интерес к окружающей природе, наблюдательность, любознательность.
Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками -крылышками.
Разлетелись воробушки в разные стороны.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
Трудовые поручения
Привести в порядок кормушку и повесить её на дерево, кормление птиц
Цель: приучать детей заботиться о птицах.
Подготовка к обеду. Обед
Цель: сформировать осознанное отношение детей к сохранению собственного здоровья, интерес к повседневным гигиеническим процедурам.
Ты, дружок, меня послушай,
Очень важно не забыть:
Прежде чем садишься кушать
Руки с мылом нужно мыть!
Укладывание детей под спокойную музыку. Сон
Гимнастика «Пробуждения»
Цели: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений,сохранить и укрепить здоровье детей.
1. «Полусонная» часть.
А) Потягивание в кроватях.
Б) Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем: (Ритмично сжимать и разжимать кулаки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках. (На каждое название птицы загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших)
Всем хватило зёрнышек. (Снова сжимать и разжимать кулаки)
2. Упражнения «Зимнее веселье»
Воробьи прилетели, на веточки сели. (Руки вдоль туловища. Подняться на носки, руки – вверх, в стороны, опуститься)
Встретились птички – обнялись,
Неделю они не видались. (Руки на поясе. Руки в стороны, поворот вправо, «обнять себя за плечи», вперёд – руки в стороны, поворот влево – «обняться», вперёд, руки опустить)
Синицы воробьёв встречали
И вкусным кормом угощали. (Наклон вперёд, руки вынести вперёд, «насыпаем корм», выпрямиться)
Птички корма поклевали,
Затем в прятки поиграли. (Присели, руки на голову, встали)
Веселились все, играли и нисколько не устали. (Прыжки вокруг себя, махая руками, как крыльями)
3. Дыхательное упражнение «Ворона».
И. п. : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
4. Ходьба «уточки», перекрёстным шагом.
Полдник
Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни (профилактика нарушений осанки во время приёма пищи). Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно держать чайную чашку, умение аккуратно пользоваться салфеткой, не крошить, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Воспитывать потребность в чистоте и аккуратности.
Вечер
Показ театра на фланелеграфе по стихотворению
С. Маршака "Где обедал воробей?"
Цель: помочь эмоционально затронуть детей, приучать слушать и понимать стихотворные строки, создать радостное настроение от просмотра.
Птичка предлагает детям послушать историю. которая однажды приключилась с ее другом воробьем.
Физкультминутка "Совушка - сова"
Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
Подготовка к ужину. Ужин
Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни (профилактика нарушений осанки во время приёма пищи). Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно держать ложку, умение аккуратно пользоваться салфеткой, не крошить, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Воспитывать потребность в чистоте и аккуратности.
Конструирование "Домик для птички"
Цель: Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов - закреплять название, форму, величину, различать цвет. Закрепить навыки конструирования. Воспитывать желание помочь птичке.
Воспитатель. Чтобы наши птички смогли покушать, мы построим им домик - скворечник.
Мы построим не один, а много скворечников: для каждой птички – свой.
Самостоятельная деятельность детей
Раскраски «Птицы»
Цель: расширять знания об окружающем мире, осваивать технику штриховки, развивать навыки аккуратности, мелкую моторику рук, что в дальнейшем поможет в освоении письма.
Подготовка к прогулке. Прогулка
Птичка приглашает ребят на прогулку.
Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок
Цель: уточнить знания детей о птицах, их отличиях, повадках.
Отгадывание загадок о птицах
Цель: учить отгадывать описательные загадки, уточнять знания о характерных признаках птиц, воспитывать любовь к окружающему миру.
Птичка предлагает отгадать загадки о своих друзьях:
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Кар-кар! Кар-кар!»
Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей).
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там то тут,
Как птицу эту зовут? —
(Кукушка)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу!»
(Дятел)
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее…
(Сорока)
На дереве построен дом-
И вроде не дворец.
А в доме том, прислушайся!
Певец живёт… (Скворец).
Подвижная игра "Гуси-лебеди"
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне дом, где живут хозяин и гуси-лебеди, на другой дом, где живет волк. Хозяин выпускает гусей погулять, гуси расходятся по всей площадке. Через некоторое время хозяин зовет гусей обратно. Идет перекличка между хозяином и гусями.
-Гуси, гуси!
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да, да, да!
-Гуси-лебеди! Домой!
-Серый волк под горой!
-Что он там делает?
-Рябчиков щиплет.
-Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом. волк пытается их поймать. Игра заканчивается, когда все гуси пойманы. Самый последний пойманный гусь (ловкий) становится волком.
После игры дети провожают птичку домой, говорят ей спасибо за проведенное с ними время и интересные игры.
Воспитатель проводит с детьми беседу и спрашивает, что детям понравилось в сегодняшнем дне, что им запомнилось.
Уход детей домой
Взаимодействие с родителями
Предложить родителям найти и принести картинки и фотографии птиц для оформления альбома «Птицы».