Аксютина Алина Алексеевна
Конспект проведения интегрированного занятия на тему «История книги» в старшей группе
▼ Скачать
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: старшая группа.
Цель занятия: создание «ленты времени» в процессе посещения виртуальной экскурсии, и участие в создании древней книги, направленное на развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи занятия:
Публикация «Конспект проведения интегрированного занятия на тему „История книги“ в старшей группе» размещена в разделах
- История книги. Откуда пришла книга
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Образовательные: познакомить детей с историей появления первых книг, их эволюцию в разные времена; формировать элементарные представления о материалах, используемых человеком для записи своих мыслей, историй, действий; воспитывать интерес к истории человечества на примере письменности и появления книг; активизация диалогической речи, обогащение активного словаря;
Развивающие: развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения; развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, ориентировку в пространстве;
Воспитывающие: воспитывать интерес к истории человечества на примере
письменности и появления книг; развивать умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками, проявлять доброжелательное отношение к друг другу.
Словарная работа: береста, папирус, пергамент, прошлое, настоящее, будущее.
Планируемый результат занятия: дети имеют представление о первоначальном создании книги, этапы эволюции книги, применяют в речи: береста, прошлое, настоящее; умеют работать в группе; проявляют интерес к исследовательской деятельности.
Подготовительная работа: составление рассказа о любимой книге, ролевая игра «Мы археологи», организация выставки книг.
Материалы и оборудование: проектор, экран, музыкальный центр, флэшка с записями музыки по ходу занятия, слайд-шоу по теме занятия, флипчарт, панно (обозначающее «ленту времени», изображения древних надписей на скалах, изображения глиняных дощечек, фрагмент бересты, изображение папируса, изображение пергамента, изображение старинной книги, макет современной книги, изображение книги будущего, клей-карандаш, клей ПВА, столы, стулья, ковер.
Ход занятия:
1. Открытый вход в деятельность
Воспитатель создает атмосферу таинственности, приглашая детей собраться вокруг ковра, где находятся большие плакаты с изображением разных книг и загадочной обложкой книги, заранее подготовленной для занятия.
Воспитатель: сегодня перед вами стоит увлекательное приключение, которое откроет перед нами мир книг и их удивительную историю. Но сначала давайте попробуем узнать, кто из вас уже были в мире книг и какие книги вам больше всего запомнились?
Ответы детей
2. Вводно-организационный
Воспитатель: (показывая обложку). Вот она, наша загадочная книга. Кто хочет узнать, что она собой представляет и какие приключения она нам готовит)
Дети: Мы хотим узнать!
3. Мотивация на деятельность
Стук в дверь, заходит библиограф.
В этот момент воспитатель делает загадочное молчание, как будто ожидая чего-то удивительного. Затем вводит главного библиографа.
Стоя на ковре (приветствуют гостя)
Воспитатель: и вот, перед нами особый гость, который поможет нам в этом увлекательном исследовании мира книг. Давайте приветствуем главного библиографа городской библиотеки, Анна!
Анна: Добрый день, маленькие исследователи! Я – главный библиограф, Анна. Я работаю в городской библиотеке, месте, где можно найти сотни и тысячи удивительных книг. И сегодня я хочу поделиться с вами особенной новостью. У нас в библиотеке скоро состоится праздник чтения и искусства! На этом празднике будут выставлены самые интересные и красочные книги, а также произведения искусства, созданные вашими сверстниками. И знаете, что было бы просто замечательно? Если бы каждый из вас принял участие в конкурсе и поделился своей идеей!
Воспитатель начинает раскрывать обложку книги, показывая ее страницы с загадочными рисунками, отсылающими к разным временам и местам.
Воспитатель: А сейчас давайте вместе заглянем внутрь этой таинственной книги и отправимся в увлекательное путешествие через время и пространство книг. Мы с вами создадим "ленту времени", которая отразит историю книг и их будущее. Что вы об этом думаете?
Ответы детей:
4. Объяснение нового или расширение имеющихся знаний
Виртуальная экскурсия:
Дети отправляются во виртуальную экскурсию с использованием проектора и экрана.
Сидя на стульях
Фото 1: Изображение пещерных стен с древними надписями.
ГБ: смотрите, это древние надписи на пещерных стенах. Давным-давно люди использовали их для передачи информации и рассказов.
Дети: почему они писали на стенах?
Воспитатель: Отличный вопрос! Давайте вернемся к этому после экскурсии.
Фото 2: Глиняные дощечки с письменностью.
ГБ: А здесь у нас глиняные дощечки с письменностью. Это был один из первых способов записи информации.
Дети: А глиняные дощечки ломаются?
Воспитатель: Да, они могли ломаться, но информацию можно было переписать на новые дощечки.
Фото 3: Фрагмент бересты.
ГБ: А это фрагмент бересты, на которой писали восточные славяне. Она была очень прочным материалом.
Дети: Какие книги можно было делать из бересты?
ГБ: Из бересты изготавливались маленькие книги с повседневной информацией и мифами.
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем, а вместе с нами отдохнут наши глазки!
Динамическая пауза
Гимнастика для глаз:
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
4. Объяснение нового или расширение имеющихся знаний
Фото 4: Изображение папируса.
ГБ: В Древнем Египте использовали папирус для создания своих книг. Он был легким и удобным.
Дети: А что папирус растет?
Воспитатель: Папирус - это растение, растущее у воды. Из его стеблей делали бумагу.
Фото 5: Изображение пергамента.
ГБ: Пергамент был сделан из животной кожи. Он был очень долговечным и дорогим материалом.
Дети: Какие книги писали на пергаменте?
ГБ: На пергаменте писались религиозные тексты и важные документы.
Фото 6: Изображение старинной книги.
ГБ: А это старинная книга. Смотрите, какие она красивая!
Дети: Как ее читать?
Воспитатель: Открывали ее и читали слова.
Фото 7: Макет современной книги.
ГБ: Это современная книга, как те, которые вы читаете сейчас.
Дети: Мы читаем такие книги!
6. Практическая работа
Стоя вокруг большого стола
На флипчарте фиксируются ключевые моменты и этапы развития книги, которые дети увидели на экскурсии.
ГБ: Дети, давайте соберем "ленту времени" и разместим на ней фотографии и фрагменты того, что мы узнали на экскурсии. Но сначала давайте разомнем свои пальчики!
Динамическая пауза
Пальчиковая гимнастика книжка
Описание движений:
Соединяем ладошки ребром со стороны мизинца
И начинает открывать и закрывать ладошки, как «книжку»
У меня есть дома книжка
Я люблю её читать
То, что важно, то, что нужно
Аккуратно отмечать
Пожелтевшие страницы
Перелистывать легко
Разноцветные цветочки
В них храню уже давно
Вот ромашка, колокольчик
Одуванчик и тюльпан
Вместе мы на них посмотрим
Ах, какая красота!
Открытый выход из деятельности
Сидя на ковре
Дети обсуждают, какие материалы использовались в прошлом, что используется в настоящем, и предполагают, что будет в будущем.
Они обсуждают и пытаются предсказать эволюцию книги в будущем, используя макет книги будущего.
ГБ: Ребята, что вы думаете, из чего будут делать книги в будущем?
Дети: Может быть, из чего-то совсем нового, что мы еще не знаем!
Создание древней книги
ГБ: Очень интересное предположение. Возможно, в будущем появятся совершенно новые материалы. Давайте сейчас отправимся в прошлое и создадим старинную книгу на бересты!
Музыкальное сопровождение:
Во время занятия играет музыка, соответствующая эпохам, о которых рассказывается.
ГБ: Музыка помогает нам погрузиться в атмосферу разных времен.
Рефлексия:
Дети делятся своими впечатлениями от экскурсии и от процесса создания "ленты времени".
Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня? Какие материалы для книг использовали в прошлом?
Дети: Мы узнали про бересту, папирус, пергамент, глиняные дощечки и старинные книги!
ГБ: Очень хорошо! Какие материалы используются сейчас?
Дети: Сейчас используется бумага и электронные носители данных.
Воспитатель: И что ждет нас в будущем?
Дети: Возможно, будут совершенно новые материалы для книг!
Подведение итогов и напоминание о предстоящем конкурсе "Лента времени".
ГБ: Спасибо, что приняли участие в этой увлекательной экскурсии в мир книг!