Зоя Виталиевна Разумная
Конспект осенней прогулки «Наблюдение за перелетными птицами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки «Наблюдение за птицами»
Цель:закрепить и обобщить знания детей о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
закрепить умение детей различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;
Публикация «Конспект осенней прогулки „Наблюдение за перелетными птицами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой).
Развивающие: развивать связную речь, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход прогулки.
Воспитатель: ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).
Воспитатель:сегодня на прогулке мы с вами будем наблюдать и говорить о птицах.
Воспитатель: как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (перелетные и зимующие).
Воспитатель: назовите перелетных птиц? (дятел, жаворонок, ласточка, грач, цапля, журавль, скворец).
Воспитатель: дети, отгадайте, пожалуйста, загадки:
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту. (аист)
Воспитатель: правильно, аист - большая птица белого цвета, с большим клювом, мы могли за ней наблюдать на территории нашего участка.
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)
Воспитатель: кукушка - небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (грач)
Эта птичка поет лучше всех птиц. (соловей)
Воспитатель: соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.
Воспитатель: дети, почему люди любят слушать пение соловья? (он красиво поет)
Воспитатель: У соловья самая красивая песня: сложная, с повторами слогов. Соловей и свистит, и щёлкает, и трещит. Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой нашей маленькой птички.
Воспитатель: а кто еще знает лучших певцов? (в лесу - певчие дрозды, в полях - жаворонки)
Эта птичка свои гнезда вьет в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно ее голоса, то это к дождю или плохой погоде. (жаворонок).
Какая маленькая, черненькая птичка строит свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (ласточка)
Он может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (скворец)
Назовите одну из самых полезных птиц, которая уничтожает мух и комаров. Когда ходит по земле, то потряхивает своим длинным хвостиком. (трясогузка)
Воспитатель: Правильно, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Воспитатель: назовите части тела птиц. (туловище, голова, хвост, клюв)
Воспитатель:ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)
Динамическая пауза «Отгадай и присядь»
Воспитатель: сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Воспитатель: как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (ответы)
Воспитатель: некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Кто из вас обращал внимание, что некоторые птицы улетают стайками, все вместе, некоторые, например, журавли, выстраиваются клином в виде треугольника, другие выстраиваются цепочкой, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Воспитатель: почему первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми? (насекомые прячутся и им нечем питаться)
Воспитатель: почему весной перелетные птицы прилетают назад? (птицам нужно выводить птенцов)
Динамическая пауза "Полетели птицы"
Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз).
Ветер поднялся, все труднее птицам лететь.
Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки).
Ветер стих. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети приседают).
Подведение итогов:
Что вам понравилось на прогулке?
О каких перелётных птицах мы сегодня вспомнили?
Что новое вы узнали о птица?
Каких перелетных птиц увидели?
Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
Что дают птицы людям? (радость)
Подвижная игра «Скажи одним словом»
Цель: развивать внимание и сообразительность.
Воспитатель бросает детям мяч, при этом задает вопросы, дети должны ответить и бросить мяч обратно.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
Игра с мячом “Продолжи предложение»
Цель: развивать речь детей.
Воспитатель: Я говорю начало предложения, бросаю мяч, а вы его заканчиваете и возвращаете мяч мне обратно.
Осенью птицы улетают на юг, потому что (холодно и нечем питаться)
У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)
У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)
Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!