Людмила Горбанева
Конспект прогулки «Деревья осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада;
- Формировать представления об осеннем тополе, березе и каштане;
- Закреплять умение сравнивать березу и тополь.
Задачи:
- Способствовать закреплению знаний о деревьях, учиться определять деревья по их признакам, учиться различать листья с различных деревьев;
- Развивать словарный запас детей;
- Формировать целостную картину мира природы;
- Поощрять заботу об окружающей среде.
Публикация «Конспект прогулки „Деревья осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние деревья, листья. Наблюдения, прогулки
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Темочки
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение М. Садовского «Осень»
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто маленькие стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая.
К зиме похорошела.
Воспитатель: Какое время года описывается в стихотворение?
Дети: Осень.
- Как называется последний месяц осени? (ноябрь, поздняя осень,
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
(А. Берлова)источник
- Какие признаки осени вы знаете? (стало холодно, листья опали, птицы улетели в теплые края, животные меняют «шубку», люди одеваются теплее, бывают морозы)
- О каких деревьях говорится в стихотворении? (О березе, клене, тополе, иве, осине, дубе)
-: Ребята, а для чего сажают деревья?
(В жару деревья дают нам тень, они приносят нам съедобные фрукты и добавляют красоты пейзажам. Деревья дают кислород, очищает воздух, снижает температуру и делает воздух более влажным.)
- Сегодня на прогулке мы с вами понаблюдаем за деревьями, сравним их.
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем —
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
- О каком дереве говорится?
- Ребята, давайте подойдем по ближе к березе. (подходят к березе «змейкой»)
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.
- Почему листья на березе стали желтые? (потому что наступила осень, стало холодно,
день стал короткий)
- Какие части березы вы знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное.
- Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) У нее тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит).
- А ветви растут у березы вверх или вниз? (вниз)
Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю
Воспитатель: ребята, а теперь возьмите каждый в руки по одному листочку березы.
- О каком дереве говорится в этом стихотворении?
В знойном августе, еще зеленом,
У каштанов – желтая листва.
Осень золото подарит кленам,
Перед тем свершив "каштанопад".
Гладкие плоды от тех каштанов
Собирают дети в сентябре.
Им не важно, что листочки вянут –
Все каштаны заберут себе.
И довольны будут те деревья :
Не одною внешней красотой
Дарят они людям настроенье
Раннею осеннею порой.
- Давайте подойдем к каштану. – Есть ли на дереве листья? Каким цветом ствол у каштана? Как называются плоды? Какую пользу приносит это дерево?
- О каком дереве говорится в этом стихотворении?
Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух —
Над улицей несутся сотни белых мух.
- Давайте подойдем к тополю. Какого цвета листья? (Желто-золотистые.) Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги.) Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.)
- Возьмите листочек тополя и сравните с листом березы:
- какой формы? (у березы треугольные, а у тополя овальные,
- одинаковые ли по размеру листья? (у тополя-большой, у березы –маленький)
- Давайте поиграем в дидактическую игру «С какого дерева упал листок?»
С березы - … березовый,
С каштана- … каштановый.
С дуба –… дубовый,
С липы - … липовый,
С рябины - … рябиновый,
С тополя - … тополевый,
С осины - … осиновый,
С клена - … кленовый,
- А теперь дидактическая игра «Сравни деревья по высоте»
Самый высокий – тополь, средняя – береза, низкий - каштан
Исследовательская деятельность
Собранные листья березы и тополя оставим для гербария для гербария.
- А давайте послушаем, как шуршат листья. Листья шуршат, будто прощаются с нами.
- А сейчас, ребята, мы с вами поиграем.
Подвижные игры на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе (каштану, тополю) беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.
Подвижная игра «Мышеловка»
Малоподвижная игра «Индюк»
Самостоятельная игровая деятельность, творческая деятельность (по желанию детей).
Окончание прогулки, итог:
- Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?
- В какие игры играли?
(Ответы детей, похвала и возвращение в группу)