Тамара Тимушева
Конспект приобщения детей старшей группы к культуре Коми края
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект приобщения детей старшей группы к культуре Коми края
Цель: познакомить детей с домашней утварью Коми народа.
Задачи:
I. Образовательные:
1. продолжать закреплять знакомые слова по теме «Старинная посуда народов Коми»;
2. расширить представление детей о домашней утвари коми народа, о материале, из которого она изготавливалась;
Публикация «Конспект приобщения детей старшей группы к культуре Коми края» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
3. активизировать словарный запас по теме «Домашняя утварь коми народа» (чер – топор, керанчер – тесло, г гын – скобель, жин – долото, кандрас – резец);
4. обогатить речь детей глаголами на коми языке (сувт й, чеччал й, мун й, кот рт й, серал й, кывз й);
II. Развивающие:
1. развивать познавательную активность детей;
2. способствовать развитию связной речи с использованием названий предметов коми утвари.
III. Воспитательные:
1. воспитывать любовь к культуре и традициям коми народа;
2. воспитывать бережное отношение к предметам домашней утвари, сделанным своими руками.
Предварительная работа: посещение мини-музея «Коми керка», беседа на тему «Старинная посуда коми народа», рисование на тему «Коми орнамент».
Материал и оборудование: плакат с иллюстрацией «Старинная посуда народов Коми», плакат с иллюстрацией «Домашняя утварь Коми народа», сундучок с изображением старинной посуды и домашней утвари Коми народа.
Ход:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Добрый день, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я для вас приготовила загадки, ну а вы сейчас их отгадайте!
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Дети: Ложка!
Воспитатель: Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Дети: Тарелка!
Воспитатель: У кого ответа нет.
В чём сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить она нужна.
Дети: Кастрюля!
Воспитатель. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно! Как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: Это посуда!
Воспитатель: А, какая посуда была у коми народа?
Дети: Глиняная посуда, деревянная посуда, берестяная посуда!
Воспитатель: Давайте, вспомним названия посуды!
(Воспитатель показывает детям плакат с иллюстрацией «Старинная посуда народов Коми».)
Воспитатель: Глиняный горшок – гырнич, деревянная тарелка – пу тасьтi, плетёная из бересты небольшая бочка с крышкой – туис.
II. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы рассмотрим домашнюю утварь, которую использовал раньше коми народ!
(Воспитатель вывешивает плакат с иллюстрацией «Домашняя утварь коми народа».)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на картине изображена старинная утварь Коми народа! Это - топор, по коми чер! Давайте, дружно скажем – чер!
Дети: Чер.
Воспитатель: Это – тесло, по коми керанчер! Давайте, вместе повторим – керанчер!
Дети: Керанчер.
Воспитатель: Это – скобель, по коми г гын! Вместе повторим – г гын!
Дети: Г гын.
Воспитатель: Это – долото, по коми жин! Вместе скажем – жин!
Дети: жин.
Воспитатель: Это – резец, по коми кандрас! Давайте, повторим – кандрас!
Дети: Кандрас.
Воспитатель: Ребята, это всё инструменты! Как вы думаете, зачем были нужны эти инструменты Коми народу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Этими инструментами раньше могли построить дом! Мужики рубили деревья, тесали брёвна этими инструментами и строили дом! Как по коми дом?
Дети: Дом – керка!
Воспитатель: Посмотрите, топор – главный инструмент плотника. По большому счёту, даже если бы не было других инструментов, сруб дома можно поставить при помощи одного топора. Топоры бывают плотничные, для колки дров – колуны. Ручки деревянные, основание железное и острое.
Тесло – это плотницкий инструмент, по внешнему виду оно напоминает топор. Разница в том, что его лезвие располагается перпендикулярно, относительно рукояти, как у мотыги. Ручка деревянная, основание железное.
Скобель – достаточно длинная полоса металла, имеющая деревянные ручки с обеих концов, при помощи которого с дерева снимается кора. Скобели бывают прямые и изогнутые, большие и маленькие. Маленькими скобелями изготавливали заготовки для деревянных бочек.
Долото, которое немножко похоже на стамеску. С этим инструментом обычно работают, ударяя по обратной стороне инструмента деревянным молотком – киянкой. Долото – заточка односторонняя, лезвие плоское, массивное, на рукояти металлический набалдашник для ударной работы.
Резец – это режущий инструмент, предназначен для обработки и обточки деревянных деталей и заготовок различных размеров, форм.
(Воспитатель и дети рассматривают инструменты.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть!
(Вместе с воспитателем дети выполняют упражнения.)
Воспитатель:
Сувт й– встаньте,
Чеччал й – прыгайте,
Мун й– идите,
Кот рт й – бегите,
Серал й – смейтесь,
Кывз й – слушайте.
- Молодцы, садитесь на свои места!
(Дети садятся на свои места.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный сундучок»! Вы будете вытаскивать из сундучка картинки с изображением старинной посуды и домашней утвари Коми народа! Правильно назвать предмет на русском языке и на коми языке, из чего он сделан и для чего его использовали!
(Дети по очереди вытаскивают картинки, называют предмет, из чего сделан и для чего его использовали. Тем детям, которые затрудняются ответить, воспитатель помогает.)
Воспитатель: Челядь, зэв шань сь! Вы хорошо справились с заданием!
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, с какими предметами домашней утвари вы сегодня познакомились?
Дети: Топор, тесло, скобель, долото, резец.
Воспитатель: Как по коми назвать топор?
Дети: Чер.
Воспитатель: Как по коми назвать тесло?
Дети: Керанчер.
Воспитатель: Как по коми назвать скобель?
Дети: Г гын.
Воспитатель: Какой из предметов вам запомнился больше и почему?
Дети: Долото запомнилось больше потому, что оно похоже на отвёртку и стамеску!
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы о домашней утвари Коми народа знаете намного больше! Следующий раз мы посмотрим с вами презентацию «Коми поселения»!