Надежда Айнулина
Конспект предварительной работы «Сказочное слово» по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей духовно - нравственных и социокультурных ценностей.
Задачи:
1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова».
2. Развитие общения в паре.
3. Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка.
План работы.
1. Чтение русской народной сказки «Репка».
Публикация «Конспект предварительной работы „Сказочное слово“ по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
Цель: дать детям представление о русских народных сказках, показать, чему они нас учат; учить внимательно слушать русские народные сказки; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Вопросы:
1. Любите ли вы русские народные сказки?
2. Какие сказки вы знаете?
3. Что вам нравится в них?
4. Понравилась ли вам сказка? Назовите героев этой сказки.
5. Чему она нас учит?
2. Рассматривание иллюстраций этой с изображением героев этой сказки.
Цель: учить детей называть героев сказки; вспоминать отдельные слова и выражения; учить выразительно воспроизводить их.
Вопросы:
1. Какую сказку мы с вами прочитали?
2. Рассмотрите иллюстрации.
3. Каких героев вы видите?
4. Кто посадил репку?
5. Кто помогал тащить репку деду?
6. Кого позвала внучка?
7. Какие герои еще помогали тащить репку?
3. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Цель: вспомнить русскую народную сказку «Гуси-лебеди»; развивать мышление и воображение; воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Вопросы:
1. Какую русскую народную сказку мы прочитали?
2. Назовите героев этой сказки.
3. Кто унес братца Иванушку?
4. Назовите тех героев сказки, кто помогал учить делать выводы найти братца.
5. Чему нас учит эта сказка?
4. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».
Цель: учить внимательно рассматривать иллюстрации и видеть главное; учить заботиться о младших; учить делать выводы, развивать речь и мышление.
Вопросы:
1. Кто изображен на иллюстрации?
2. Куда полетели гуси-лебеди?
3. Как помогали девочке яблоня, печка, речка?
4. Какие качества проявляются у главных героев?
5. Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».
Цель: учить передавать интонацией голоса характер персонажей; воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Вопросы:
1. Отгадайте, о ком я вам загадаю загадку.
2. Назовите сказки о животных.
3. В какой сказке звери жили дружно?
4. О чем говорится в этой сказке?
5. Что означает слово зимовье?
6. Почему бык решил построить дом?
7. Как зимовали звери?
8. Что с ними случилось?
9. Как зверям удалось спастись?
10. Чему нас учит эта сказка?
6. Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».
Цель: учить детей внимательно слушать сказку, понимать и оценивать характер и поступки героев сказки; учит подбирать определения и сравнения.
Вопросы:
1. Кто помогал крошечке-Хаврошечке?
2. Что случилось с коровушкой?
3. Какие качества проявляются у главных героев?
4. Что понравилось в этой сказке?
5. Чему нас учит эта сказка?
7. Показ иллюстраций русских народных сказок «Золотое яичко», «Теремок», «Репка», «Крошечка-Хаврошечка».
Цель: учить детей по иллюстрации находить известную сказку, которую им читали.
Вопросы:
1. К какой сказке относится первая иллюстрация?
2. Каких персонажей вы узнали?
8. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».
Цель: учить внимательно слушать сказку, понимать смысл сказки;
учить детей отвечать полным ответом на вопросы по содержанию сказки.
Вопросы:
1. О чем эта сказка?
2. Сколько сыновей было у царя?
3. На ком женился каждый из сыновей?
4. Кто из сыновей оказался счастливым в выборе невесты?
5. Какие поручения давал царь женам сыновей?
6. Кто лучше всех справился с поручениями царя?
7. О каких замечательных качествах Василисы Премудрой и Ивана-царевича говорится в сказке?
8. Чем заканчивается сказка?
9. Рисование на тему «Что больше всего понравилось в сказке».
Цель: учить рисовать понравившихся героев сказки, использовать разные изобразительные средства для получения выразительного образа.
Вопросы:
-Каких героев сказки вы будете рисовать? Почему?
10. Знакомство со сказкой А. С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: познакомить детей с творчеством Великого русского поэта А. С. Пушкина и его сказкой; учить внимательно слушать сказку, понимать чувства героев, их настроение, пополнять словарный запас.
Вопрсы:
1. Кто написал эту сказку?
2. Чем она отличается от русских народных сказок?
3. Назовите главных героев сказки. Чему учит эта сказка?
11. Работа в книге для развития «Сказочное слово».
Цель: учить детей находить те качества, о которых говорится в отрывках сказок (задание на стр. 27).
Вопросы:
1. Отрывки из каких стихотворений А. С. Пушкина я вам прочитала?
2. Легко ли их запомнить?
3. Всегда ли в сказках А. С. Пушкина торжествует добро и справедливость?
12. Работа со стихотворениями А. С. Пушкина.
Цель: учить детей внимательно слушать стихотворения; вызвать желание заканчивать их, развивать речь и мышление; воспитывать интерес к поэтическому слову.
Вопросы:
1. Из каких пушкинских стихотворений взяты эти строки?
2. Хотите их выучить наизусть?
Дети заканчивают строфы стихотворений.
Использованная литература. Истоковедение. Том 11.-М. : Издательский дом «Истоки», 2017.-320с. (стр. 295-299