Ирина Аницаева
Предметно-развивающая среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда в детском саду имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка. Она должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» размещена в разделах
Образовательное пространство необходимо оснастить средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях педагоги занимаются организацией пространства, в котором ребенок находится и контактирует с другими детьми и воспитателем на протяжении своего пребывания в детском саду. Развивающая предметно пространственная среда должна быть :
Содержательно-насыщенной. Насыщенность среды предполагает :
• Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе.
• Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональной. Полифункциональность материалов
предполагает :
• Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.);
• Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).
Трансформируемой. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости :
• От образовательной ситуации
• От меняющихся интересов детей
• От возможностей детей
Вариативной. Вариативность среды предполагает :
• Наличие различных пространств
• Периодическую сменяемость игрового материала
• Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
• Появление новых предметов
Доступной. Доступность среды предполагает :
• Доступность для воспитанников всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность
• Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям,
обеспечивающим все виды детской активности
• Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасной. Безопасность среды :
• Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Примерные центры, которые должны быть созданы в
группе по образовательным областям в свете требований
ФГОС
Социально-коммуникативное развитие:
- Центр ППД
- Центр пожарной безопасности
- Центр труда, уголок дежурств
- Центр активности
Познавательное развитие:
• Центр «Мы познаём мир» или уголок краеведения
• Центр сенсорного развития
• Центр конструктивной деятельности
• Центр математического развития
• Центр экспериментирования
Речевое развитие:
• Центр речевого развития или уголок речи грамотности
• Центр «Будем говорить правильно
• Центр «Здравствуй, книжка!»
• Логопедический уголок
Художественно-эстетическое
развитие включает:
- Центр музыкальнотеатрализованной деятельности
- Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые ручки»
Физическое развитие:
• Центр физического развития
• Центр сохранения здоровья
• Спортивный уголок «Будь здоров!»
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Предметно-развивающая среда играет важную роль в обучении, развитии и воспитании детей, они приобретают возможность моделировать бытовые ситуации, манеру поведения взрослых. Исходя из этого, насыщенность предметно-развивающей среды становится основным принципом её создания. Материалы могут добавляться, варьироваться, но некая усреднённая комплектация должна обязательно соблюдаться.